Жизнь и творчество Бориса Угарова неразрывно связаны с Ленинградом. Там сформировалась особая художественная школа, к которой относятся также Евсей Моисеенко, Андрей Мыльников, Вячеслав Загонек и другие.
Биография Угарова уникальна: фронтовик, блестяще окончивший Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (впоследствии его ректор), в 1983–1991 годах возглавлял Академию художеств СССР.
Угаров работал во всех жанрах станковой живописи, его интересовали натюрморты, пейзажи, многофигурные жанровые картины и портреты. С конца 1950-х годов особое внимание живописец уделял исторической картине большого формата, отличающейся монументальным масштабом, характерным для представителей ленинградской школы.
Произведение «На рудниках» посвящено Ленскому восстанию, произошедшему в 1912 году на приисках Ленского золотопромышленного товарищества в районе города Бодайбо на притоке сибирской реки Лены. В нем приняли участие свыше трех тысяч человек, бастовавших против тяжелых условий труда и быта. Мятеж был подавлен владельцами рудников с невероятной жестокостью – привлеченные властями войска открыли огонь по безоружной толпе, в результате около ста семидесяти человек были расстреляны, свыше двухсот получили ранения.
Борис Угаров длительно работал в творческой командировке в Нижнем Тагиле, собрал большой объем подготовительного материала, позволившего подробно изучить целую группу народных образов, передать их достоверность через точные детали конкретной обстановки, типажа, одежды.
Композиция полотна построена таким образом, что зритель становится как бы очевидцем события – живописец мастерски использует прием «эффекта кадра»: освобождая передний план, смещает сгрудившуюся толпу влево от центра. Угаров акцентирует момент наивысшего накала, когда отчетливо видно противостояние народа и официальных властей, изображенных справа в срезанном ракурсе.
Художник, словно режиссер, определяет героев полотна: мужчина, возглавляющий толпу, становится своеобразным голосом народа. Его поза говорит о внутренней стойкости и силе, готовности применить оружие и вступить в схватку. Контрастом возникает женщина с ребенком на руках, образ которой символизирует другую жизнь, полную семейных забот и маленьких радостей. Ее одежда – розовая кофта и голубой передник – также становятся ярким цветным и смысловым акцентом.
Картина «На рудниках» – одна из центральных в творчестве Бориса Угарова. Она стала новой вехой в советской исторической живописи второй половины ХХ века.