Гуро Елена (1877-1913)
Пейзаж
1905
Размер - 29 x 42
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1266
Дар Г.Д. Костаки, Москва. 1977
Художница и поэтесса Елена Гуро и ее муж, художник и музыкант Михаил Матюшин, всегда выделялись среди других деятелей русского авангарда. Они всерьез ставили задачу постижения таинственных явлений природы и действовали, скорее, как естествоиспытатели и философы, нежели как живописцы. Цвет в их работах в большей мере выступает инструментом познания устройства мира и выражения скрытых от простого взгляда процессов, чем служит средством декоративности.
Будущие супруги познакомились в школе-студии Яна Ционглинского. Матюшин был очарован самозабвенным погружением Гуро в творческий процесс, ее отрешенностью от мирских страстей. Художница говорила: «Для искателей живут неведомые страны». Такой страной для Гуро была природа. Художнице было свойственно пантеистическое восприятие мира как единого живого организма. Главной целью ее исканий стало обнаружение невидимых связей между разными явлениями и процессами в природе и человеке и отображение их в искусстве. Проводя большую часть времени за городом, она много смотрела и слушала. Гуро могла подолгу наблюдать за изменением состояния природы в разное время суток, в разную погоду. Для осознанного, чистого восприятия окружающего мира художница обращалась к практикам йоги и медитации. И, как пишет Матюшин, природа раскрывала ей «как никому, свои „тайны“ роста и движения».
Гуро была синестетом и «чувствовала невидимые связи» между звуком и осязательными ощущениями, звуком и визуальным образом, между разными цветами. С изучением этих закономерностей были связаны ее идеи о межчувственных связях и цвете.
На первый взгляд «Пейзаж» кажется скромным натурным этюдом. Однако в этой небольшой работе Гуро удается отобразить заветный процесс поиска невидимых простому глазу тайн природы. Плавные, словно перетекающие друг в друга, переливающиеся растяжки цвета становятся инструментом для проявления единства ткани бытия. Повторение цветовых акцентов в малом (горшок с растением, перила, балясина) и большом (массив леса, горизонт неба) помогает зрителю почувствовать ту неуловимую связь, которая существует между всеми окружающими нас предметами и процессами. Неутомимый поиск всё новых закономерностей и взаимосвязей был главной задачей Гуро.
В «Пейзаже» мы встречаем один из любимых приемов художницы – крупноформатное изображение объектов, которые обычно играют в композициях второстепенную, подчиненную роль. Здесь это балясина, парапет, неприметный глиняный горшок. В этом снова прослеживается главная идея Гуро: нет большого и малого, главного и неважного, всё служит равнозначными частями единого Бытия.
Художественные, философские и научно-экспериментальные исследования Матюшина, Гуро и их учеников, братьев и сестер Эндер, легли в основу так называемого органического направления в русском авангарде.