Во время Великой Отечественной войны коллекция Третьяковской галереи была эвакуирована в глубь страны. Около 16 тысяч произведений искусства отправились по железной дороге в Новосибирск, еще 2,5 тысячи – по реке на барже в Молотов (ныне Пермь). В Новосибирске был создан филиал галереи во главе с директором А.И. Замошкиным. Эвакуированные ценности и приехавших с ними сотрудников разместили в недостроенном здании Новосибирского театра оперы и балета.
Это был грандиозный комплекс сложной формы и огромного размера. В 1941 году еще не были закончены внутренние отделочные работы. Уникальное здание, которое должно было открыться 1 августа как театр, на три года стало хранилищем прибывших музейных экспонатов.
Условия жизни в новом месте сначала были довольно сложными, приходилось приспосабливать гримерные театра под общежития, сколачивать из досок примитивную мебель. Здание плохо отапливалось, мерзли и произведения, и люди, шла постоянная борьба с сухостью воздуха. Постепенно жизнь стала налаживаться: коллектив прикрепили к столовой, всем желающим выделили земельные участки под огороды.
Сотрудница филиала Е.Ф. Каменская вспоминала: «…помещением для хранения было огромное фойе театра. В нем две тройки могли бы легко разъехаться. Оно было длинное и огибало нечеловеческих размеров зрительный зал. В это фойе справа и слева поставили ящики один на другой. Потом им пришлось потесниться или даже переехать, когда в фойе открылись выставки картин ГТГ».
Выставочная деятельность филиала Третьяковской галереи стала важным событием для города – жители Новосибирска впервые увидели произведения В.Л. Боровиковского, Ф.С. Рокотова, К.П. Брюллова, А.А. Иванова, И.Н. Крамского, В.Г. Перова, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.Д. Поленова, В.А. Серова, В.М. Васнецова и многих других.