Марина Николаевна Гриценко
1939
Размер - 14,6 x 10
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток
Инвентарный номер - ОР ГТГ. Ф. 125. Ед.хр. 3374. Л. 1
Поступило в середине XX века
Марина Николаевна Гриценко писала, что «родилась и выросла в художественной среде». Ее мать – Любовь Павловна, дочь П.М. Третьякова, основателя галереи, отец – Николай Николаевич Гриценко, художник-маринист, умерший еще до ее рождения; отчим – Лев Самойлович Бакст, театральный художник и живописец.
За свою жизнь Гриценко сменила много профессий, но в 1939 году устроилась секретарем-референтом в оргкомитет Союза советских художников, где проработала многие годы.
Во время Великой Отечественной войны Марина Николаевна оставалась в Москве, в оперативной группе оргкомитета, и занималась подготовкой выставок. В Отделе рукописей Третьяковской галереи хранятся дневники, которые она вела почти ежедневно на протяжении нескольких лет. «…в 1942 году в холоде, голоде, при труднейших условиях [отсутствия] транспорта, отсутствия материалов, людей, а главное физических сил, – мы, замерзшие и продрогшие, в полумраке осенних дней делали в разбомбленных помещениях, где „оазисом“ были отремонтированные несколько зал[ов], выставку <…> – делали, таская на себе из города картины, переволакивали рамы из нижнего зала» – так Гриценко писала о подготовке всесоюзной выставки «Великая Отечественная война» в залах Третьяковской галереи, всё еще частично разрушенных после авианалетов летом-осенью 1941 года.
К середине 1943 года в галерее отремонтировали уже больше половины поврежденных залов и было принято решение организовать новую, еще более масштабную выставку «Героический фронт и тыл». М.Н. Гриценко стала консультантом по отбору произведений ленинградских художников для экспозиции: «Целые дни в Галерее. Холод, грязь, беспорядок. Подготовляем <…> живопись. Багета нет, – надо подбирать готовые рамы. Коченели от холода, бегали без конца по лестницам, таскали сами рамы из запасника, перетаскивали картины. Технических нет, всего какой-нибудь десяток женщин на всю галерею» – из дневника Марины Николаевны.
Несмотря на все сложности при подготовке, эти две выставки имели огромный успех. Они стали важным этапом в налаживании работы Третьяковской галереи во время войны и послужили примером для поддержания народного духа в тылу.