Аркадий Пластов – крупнейший мастер русского искусства советской эпохи, посвятивший большую часть своего творчества теме деревни. Мотивы сельской жизни были близки художнику, родившемуся в селе Прислониха в Симбирской губернии.
Будущий живописец происходил из семьи потомственных иконописцев, в селе был храм, построенный по проекту его деда Григория Пластова. Родители видели в сыне священнослужителя, возможно, архиерея, поэтому прежде чем стать художником, он отучился в Симбирском духовном училище (1903–1908) и Симбирской духовной семинарии (1908–1912). После этого по рекомендации Симбирской епархии на средства губернской земской управы Пластов был направлен в Москву, где посещал студию Ильи Машкова. Учился в Строгановском училище (1912–1914) у Фёдора Федоровского, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1914–1917) на скульптурном отделении у Сергея Волнухина. Посещал занятия Абрама Архипова, Аполлинария Васнецова, Леонида Пастернака, Алексея Степанова. Дальнейшая его судьба была связана в равной степени с Москвой и Прислонихой.
Самый ранний эскиз к картине «Сенокос» был сделан Аркадием Пластовым еще в 1910-е годы, затем в 1930-е он написал несколько работ на эту тему, окончательное решение пришло к художнику после Великой Отечественной войны. Пластов писал жене: «Самый сюжет, бесчисленные цветы, блеск и сверкание солнца в небе, на ветках берез, на стволах, шелест и трепетанье листвы и трав, фигуры косцов, утопающие в зеленовато-золотистых рефлексах, в прозрачной кристальной атмосфере, еле уловимой голубизне утреннего воздуха, ласкающая пестрядь тихо качающихся цветов, их благоуханная нежность, доведенная мной до возможного предела иллюзорности и цветности – все это встает перед глазами с первого же взгляда каким-то сказочно-обаятельным виденьем…» Художник мастерски передает красочное изобилие летнего цветения, по его воспоминаниям, именно таким было лето 1945-го, щедрое на разнообразные травы и цветы. Фигуры представлены динамичными и естественными, в роли косцов выступают мальчик, женщина, старик и, вероятно, только вернувшийся к мирной жизни мужчина. Цветение трав – аллегория радости жизни, лета, праздника.
«Кончена война, кончена победой великого советского народа над чудовищными, небывалыми еще во всей истории человечества силами зла, смерти и разрушения. Какое же искусство мы, художники, – пишет Пластов в автобиографии, – должны взрастить сейчас для нашего народа? Мне кажется – искусство радости <...> все должно быть напоено могучим дыханием искренности, правды и оптимизма. Это настроение и определило содержание новой моей картины “Сенокос” <...> Я, когда писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь».