Неизвестный автор
И.И. Машков в Египте
1914
Размер - 13,8 x 8,8
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток
Инвентарный номер - ОР ГТГ. Ф. 112. Ед.хр. 91. Л. 1
Поступило в 1985
Илья Иванович Машков - яркий живописец первой половины XX века. Будучи одним из организаторов объединения художников «Бубновый валет», в своем творчестве он раскрыл особое понимание цвета и форм, создал неповторимый стиль и собственную школу.
В 1914 году Илья Иванович Машков отправился в путешествие по зарубежным странам. Он посетил Турцию, Египет, Италию, Швейцарию. Это была его третья и последняя поездка за границу. В Третьяковской галерее хранятся работы мастера, выполненные в этот период (например, И.И. Машков «Женевское озеро. Глион», 1914, «Пейзаж с крышами домов. Швейцария», 1914).
«Я видел десятки городов. Пересекал реки, моря и океаны, облазил многие горы, побывал в кратере Везувия, изучал культуру и искусство разных времен и народов, видел чудесные сооружения древнего Востока и Египта, античной Греции и Рима, средневековья и новейшей эпохи: египетские пирамиды, подземные гробницы фараонов на огромной глубине, грандиозные пещеры – сооружения природы, – превращенные в усыпальницы египетских царей, обломки греческих храмов, термы Каракаллы, собор Петра и Павла в Риме. Я побывал в сотнях музеев, где сосредоточены богатства мировой культуры, я видел грандиозную плотину в Верхнем Египте, регулирующую воду Нила…», – вспоминал в 1930-е годы Машков.
Серия снимков художника в Египте является редким свидетельством его пребывания там. В настоящее время отпечатки хранятся в собраниях Третьяковской галереи и Русского музея. Увлекаясь фотографией, художник брал с собой любительскую камеру и снимал известные достопримечательности, которые он посетил: храмы Эдфу, храм Амона Ра и мечеть Абу Хаггаг в Луксоре и т.д. Кроме того, Машков собирал для своей коллекции фотоотпечатки (например, изображения аллеи сфинксов в Карнаке или храма Исиды в Фивах).
Чтобы запечатлеть себя, живописец просил делать снимки сопровождающего его гида. На одной из представленных фотографий Машков восседает на верблюде перед Большим Сфинксом, на горизонте виднеется пирамида Хефрена: «У Египетск[их] пирамид и Сфинкса, я в шлеме с верблюдом, араб с ослом, а мой проводник снимал, араб хозяин верблюда и осла, лошадей там нет, им почти не выносим жаркий клим[ат]. Апрель 1914», – оставил комментарий к фотографии живописец. На другом отпечатке Машков верхом на муле в пустыне: «Меня снял аппаратом проводник сидя [на] своем осле, на перв[ом] плане ухо осла».