Выставка по инициативе художников русского искусства в Америке в 1924 году стала уникальным явлением эпохи. Организованная в стране, которая на то время не признала существование Советского Союза, она явилась настоящим смотром современных отечественных направлений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного творчества. Подготовка к выставке началась зимой 1921–1922 года. Основными целями были материальная поддержка художников, находившихся в сложном финансовом положении после революционных событий и голода начала 1920-х годов, и, безусловно, популяризация русского искусства. Государство было выбрано не случайно: «Америка меньше всех других стран пострадала от великой войны и потому больше других государств сохранила покупательную способность художественных произведений», – сообщалось в письме-обращении к участникам.
Был организован комитет выставки под председательством С.А. Виноградова, куда вошли И.Д. Сытин, И.И. Трояновский, И.Э. Грабарь, И.И. Машков, В.В. фон Мекк, К.Ф. Юон и, отдельно, петроградский комитет под председательством К.А. Сомова. Сопровождали картины в Америку и занимались непосредственным устройством выставки Игорь Грабарь, Сергей Виноградов, Фёдор Захаров, Иван Трояновский, Иван Сытин, Владимир фон Мекк и Константин Сомов.
Выставка открылась 8 марта 1924 года и продлилась до 20 апреля. Экспонировалось более 1000 картин. Среди участников числились А.Е. Архипов, А.М. и В.М. Васнецовы, И.Э. Грабарь, В.Д. Поленов, П.П. Кончаловский, Б.М. Кустодиев, И.И. Машков, М.В. Нестеров, К.А. Сомов, К.Ф. Юон, А.С. Голубкина, С.Т. Конёнков и другие, а также художники, жившие к тому времени за рубежом: Н.С. Гончарова, М.Ф. Ларионов, Л.О. Пастернак, Д.С. Стеллецкий, – по свидетельству Виноградова, «целых сто художников различных толков, направлений». Однако наибольшим спросом пользовались именно русские и религиозные сюжеты: «Гвозди выставки – картины из жизни Христа Поленова, Нестеров, Богданов-Бельский. Пейзажи со снегами и изображения церквей. Баба под Малявина Архипова. Наши молодые художники и модернисты не нравятся, и на них почти не смотрят», – писал К.А. Сомов.
По причине незнания американского рынка и завышенных ожиданий выставка вышла в убыток. Многие картины не продавались не из-за отсутствия спроса, а из-за неоправданно высоких цен, как, например, это было с полотнами И.И. Машкова: «Машкова очень усиленно спрашивали в течение всей выставки. По крайней мере к 12–15 вещам приценивались десятки лиц. И вот до сих пор ничего не продано, несмотря на то, что он ужасно нравится и его до страсти хотели покупать», – сообщал Грабарь жене. Мешал делу и разношерстный состав самой экспозиции.
Чтобы поправить финансовый баланс, было принято решение устроить передвижные выставки по городам США и Канады. Непроданные картины отправились в Россию в ноябре 1926-го и прибыли на родину в январе 1927 года. Экспонировавшиеся произведения рассеялись по частным собраниям, коллекциям зарубежных и отечественных музеев. В Третьяковской галерее также хранятся работы с этой выставки, среди них, например, А.М. Васнецов
«Сумрачный день. Урал», 1919,В.М. Васнецов
«Бой Ивана Царевича с Трехглавым Морским Змеем», 1910-1912, А.С. Голубкина
«Человек», 1910, Н.С. Гончарова
«Купальщицы», 1922, И.Э. Грабарь
«Ясный осенний вечер», 1923, П.П. Кончаловский
«Перед зеркалом», 1923, М.В. Нестеров
«У Белого моря», 1923, И.И. Машков
«Портрет Николая Ивановича Скаткина», 1921-1923, В.А. Серов
«Портрет Надежды Яковлевны Дервиз с ребенком» 1888-1889 и др. Некоторые из них можно разглядеть на представленных снимках с изображением залов с экспозицией, расположенной на верхнем этаже в Большом Центральном дворце в Манхэттене.