Леонидов Лев
И.И. Машков
1930-е
Размер - 13,3 x 8,3
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток
Инвентарный номер - ОР ГТГ. Ф. 112. Ед.хр. 235. Л. 1
Поступило в 1985
Илья Иванович Машков – яркая фигура в русском искусстве XX века, известный живописец, создавший неповторимую школу и оказавший влияние на многих художников. Знаковое место в его творчестве принадлежало жанру портрета.
Художник с юности увлекался фотографией, современники отмечали, что под влиянием первого педагога Николая Евсеева «И.И. Машков выписал себе фотографический аппарат <…> и с большим увлечением написал себе фоны и декорации, как для настоящего фотографического ателье». Он делал снимки в путешествиях, использовал фотографию в работе над живописными произведениями, в том числе автопортретами.
Илья Иванович любил фотографироваться, известны его портреты 1890-х – начала 1940-х. Самый большой комплекс снимков относится к 1920-м и особенно 1930-м годам. Это время совпало с активной общественной деятельностью Машкова в родной станице Михайловской, куда художник по собственным побуждениям и следуя требованиям новой конъюнктуры отправился работать и организовывать культурную жизнь. «Следуя призыву партии и советской власти, я поехал, если так можно выразиться, “в народ”», – вспоминал художник. Полностью погрузившись в общественную работу, Машков вел обширную переписку с крупными советскими деятелями – А.В. Луначарским, Н.А. Семашко, Е.М. Ярославским и другими, а также с руководителями на местах. В некоторых случаях для большей представительности художник прикреплял свои фотографии к письмам. Не случайно многие снимки 1930-х годов были выполнены в известных столичных ателье М.С. Наппельбаума, Н.И. Свищова-Паолы и Л.Я. Леонидова.
Фотопортреты И.И. Машкова 1930-х годов – особый феномен в биографии живописца. Они ценны еще и потому, что живописные автопортреты Ильи Ивановича этого периода неизвестны. На снимке Льва Леонидова Машков снят в студии погрудно, одетый в пальто поверх костюма с высокой шапкой на голове. Фотография напоминает ранний «программный» автопортрет Ильи Ивановича 1911 года, входящий в собрание Третьяковской галереи (И.И. Машков «Автопортрет», 1911), и несет в себе отпечаток ранее созданного и продуманного образа.