Пестель Вера (1887(1888)-1952)
Композиция
1916
Размер - 60 x 50
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.11962
Поступило из Музея живописной культуры (МЖК). 1929
Картина отражает неповторимый узор жизни самой Веры Пестель, разные грани ее судьбы. С одной стороны, художнице всегда были важны семейные ценности, тепло домашнего очага, забота, уют, преемственность традиций. Она родилась в семье статского советника, ее мать была из богатой московской купеческой семьи. Как и многие барышни старой столицы, до 14 лет Пестель получала домашнее образование, занималась живописью в модной московской частной студии, затем поступила в Алфёровскую гимназию, воспитывавшую благородных девиц. Она рано создала собственную семью: вышла замуж, когда ей еще не было 19-ти, и вскоре стала мамой.
С другой стороны, Пестель была активной участницей авангардного движения, проповедовавшего совсем иные ценности – эпатаж, вызов установленным нормам, решительный разрыв со старым, прогресс, новаторство. Уже в конце 1912 года, вместе с другими «амазонками авангарда» – Надеждой Удальцовой и Любовью Поповой, она проходила обучение в частных студиях Парижа, где приобщилась к новым течениям. В 1915 году Пестель познакомилась с одним из лидеров авангарда Владимиром Татлиным и несколько раз выступала в составе его группы. Она также была участницей авангардного общества «Супремус» Казимира Малевича.
К этому новаторскому времени относится «Композиция». Несмотря на знакомство с супрематизмом, художница осталась в рамках предыдущего стилистического канона – кубофутуризма, который позволял сочетать беспредметные геометрические плоскости с реалистическими элементами. Хотя Пестель почти не пользуется этим «правом», делая выбор в пользу абстрактного начала, работа производит чрезвычайно теплое впечатление, демонстрируя любовь художницы к реалиям материального мира. Большинство фигур имеет неровные контуры, подчеркивающие их живую, рукотворную природу. Вкупе с хаотичным, будто бы спонтанным образом их взаимодействия это напоминает о домашнем, уютном искусстве лоскутного шитья. Пестель активно использует оттенки охры, коричневого, желтого, зеленого, голубого, усиливая связь с земным, природным началом. Декоративные мотивы веточек отсылают к рисункам на бумажных обоях и сообщают работе особое изящество и нежность. В атмосфере «грохочущего» футуризма Пестель явно тосковала по иному, традиционному укладу жизни, отрицавшемуся авангардистами.