Фотографий Сергея Михайловича Третьякова, одного из двух братьев – основателей Третьяковской галереи, сохранилось сравнительно немного. Сам он сегодня известен меньше, чем старший брат Павел Михайлович, хотя тоже был купцом, коллекционером и общественным деятелем, а в 1877–1881 годах занимал должность городского головы.
На самом раннем снимке, где запечатлен Сергей Михайлович, рядом с ним сидят его первая супруга Елизавета Сергеевна Третьякова (урожденная Мазурина – слева) и ее сестра Анна Сергеевна Алексеева.
Снимок выполнен в технике соленой (соляной) печати, которая была одним из самых ранних фотографических процессов. Из-за особенностей технологии детали таких отпечатков оказывались нечеткими (и со временем сильно угасали), поэтому нередко их ретушировали – например, дополняя с помощью акварельных красок, как в данном случае.
Примечательно, что одежда изображенных – элегантная, нарядная, но в то же время сдержанная и без чрезмерной эффектности – говорит не только об их достатке, но и о вкусе, следовании моде и не выдает в них выходцев из купеческой среды. В платьях женщин выделяются такие характерные для той эпохи детали, как очень широкие юбки, двойные рукава, кружева и манжеты, в костюме Сергея Михайловича – галстук в форме большого двойного банта и жилет с цепочкой для карманных часов.
На указательных пальцах супругов видны венчальные кольца – именно так было принято носить их в первой половине – середине XIX века. О настроении Сергея Михайловича после женитьбы в 1856 году друг семьи купец Т.Е. Жегин писал: «Он счастливейший теперь человек, восторженный ребенок, он женится на девушке-некрасавице, но умненькая и образованная…» Брак был не только гармоничным, но и выгодным: через жену младший Третьяков породнился с известными купеческими династиями Мазуриных, Алексеевых, Боткиных…
К сожалению, семейное благополучие оказалось недолгим: в 1860 году, вскоре после рождения второго ребенка, Елизавета Сергеевна умерла, о чем Сергей Михайлович сильно горевал.