Неизвестный автор
Николай Константинович Рерих у своей картины «Поход»
Около 1899–1900
Размер - 9,4 x 15,5
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток
Инвентарный номер - ОР ГТГ. Ф. 44. Ед.хр. 1662. Л. 1
Поступило от наследников Б.К. Рериха
Сохранившаяся в Отделе рукописей Третьяковской галереи фотография Николая Рериха на фоне только что написанной картины «Поход» служит уникальным источником для исследования творчества художника, так как это раннее полотно мастера не сохранилось. Остались карандашные наброски, например эскиз «Поход». Лишь по снимкам можно восстановить общее впечатление от живописного произведения, вызвавшего заслуженный интерес современников.
Художественный критик В.В. Стасов писал: «Картина же г. Рериха, невзирая на многие несовершенства рисунка в фигурах, все-таки представляет немало истинного интереса. Г[-н] Рерих <…> увлекся сюжетами древней русской истории, ревностно занялся также изучением древнерусского быта и этнографии. Оттого его композиции на русские стародавние сюжеты заключают всегда много интереса. Так, например, в нынешнем “Русском походе” и местность, и крутая, ярко освещенная тропинка впереди, в гору, и полоска света вдали на горизонте, и бредущие в изрядном беспорядке “деревенские воины”, прямо мужичье от сохи, в лаптях и онучах, но с досчатыми щитами на руках или за спиной, кто в шлемах, а кто в шапках, и все с кое-каким оружием – это всё живописно и правдиво. Жаль только, что все – к зрителю спиной, и притом почти все опустили головы, словно от меланхолии, и глядят себе под ноги…» На следующий день Рерих ответил критику в газете: «Смотрите, давно ли еще повернуть фигуру спиною к зрителю или поместить не в центре картины считалось великим грехом, а теперь мы уже додумались до передачи внутреннего чувства в общем движении». Эта выразительная сцена «общего движения» была запечатлена Рерихом с помощью фотокамеры. Стасов, не подозревая о существовании снимка, угадал, что художник изобразил простых крестьян в момент возвращения с полевых работ, лишь добавив средневекового антуража. Эта фотография и сейчас хранится в архивном фонде Рериха.
Полотно «Поход» входило в «Славянскую серию», задуманную Рерихом. Начало было положено картиной «Гонец. Восста род на род» (1897), приобретенной у автора П.М. Третьяковым для его галереи.