Энколпион (в переводе с греческого, «то, что носят на груди») – принятое название для нагрудных (наперсных) образов, чаще всего крестов, состоящих из двух полых половинок, скрепленных оглавием, для хранения внутри частиц святых мощей. Учитывая ритуал вкладывания частиц мощей или святых реликвий в подобные кресты при крещении младенцев императорской семьи в Византии, можно допустить, что энколпионы на Руси первоначально употреблялись для таинства крещения именно в великокняжеской среде и были распространены преимущественно до 1240 года.
Одно из поясных изображений в медальонах, выполненных чернью, на закругленных концах ветвей, на лицевой стороне над Распятием – архангел Михаил, небесный покровитель киевских князей. Святой держит в правой руке меч, в левой – щит, обозначенный лишь контурной линией, внутри которой редко встречающаяся иконографическая деталь – резное изображение открытой вовне ладони святого, так называемой слушающей руки; этим жестом наделяли персонажа, воспринимающего откровение Господа. Кроме архангела Михаила, на средокрестии представлены Богоматерь (слева) и апостол Иоанн (справа); на оборотной стороне – в средокрестии апостолы Пётр (справа) и Павел (слева); вверху неизвестный святитель, возможно, Николай Чудотворец.
Изображение на оборотной стороне энколпиона Богоматери с Младенцем в рост в типе Одигитрии получило на Руси название Богоматерь Купятицкая по месту чудесного явления в 1182 году в селе Купятицком при реке Ясольде в Пинском уезде Минской губернии медного литого креста с подобным изображением Богоматери на одной стороне и Распятием на другой. История чудес и явлений от купятицкой иконы записана игуменом Илларионом Денисовичем и помещена иеромонахом Киево-Печерской лавры Афанасием Кольнофойским в его книге «Тератургима» («Чудеса»), изданной на польском языке в 1638 году.