Неизвестный автор
Николай Константинович Рерих в плаще-корзно
Около 1900
Размер - 10,8 x 8
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток
Инвентарный номер - ОР ГТГ. Ф. 44. Ед.хр. 1644. Л. 1
Поступило от наследников Б.К. Рериха
Задумав «Славянскую серию» – цикл полотен о Древней Руси, Николай Рерих стремился показать реальность того далекого времени. Для него были важны любые детали, включая одежду и оружие. В молодости художник серьезно увлекался археологией, тщательно изучал при раскопках находки из погребений вождей, наконечники стрел и копий. По возможности Рерих старался зарисовывать старинную утварь. Сохранились наброски «Предметы древнерусского декоративно-прикладного искусства» (1894), где изображены бердыш и оберег-змеевик из Переяславля.
Желание показать своих героев в настоящей древнерусской одежде привело к тому, что Рерих сам позировал, облачившись в специально подобранные костюмы. Сохранилась серия фотографий, на которых мы видим художника в подпоясанной темным шнурком рубахе с воротником-стойкой, украшенной вышитым орнаментом. Уникален снимок, о котором автор писал своей невесте Елене Шапошниковой в июне 1900 года: «Посылаю тебе <…> мою карточку, снятую для картины – для складок корезна». Речь идет о верхней одежде старорусской знати. Ко́рзно – напоминающий плащ отрез ткани, который накидывали поверх сорочки и застегивали на плече драгоценной пряжкой или запонкой. Обычно корзно носили князья, этот вид одежды был достаточно дорогим. Корзно упоминается в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях, это один из древнейших типов одеяния, зафиксированных в источниках.
На фотографии Рерих позирует в необычной позе, но картина именно с таким сюжетом не сохранилась. Однако вскоре после создания снимка были написаны два панно – «Княжая охота. Утро» и «Княжая охота. Вечер» (1901, оба – Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского). На полотнах князь, одетый в корзно, едет верхом.
Изображения князя и его дружины довольно условны. Поэт и художественный критик М.А. Волошин отмечал: «У Рериха нет людей – есть лишь ризы, доспехи, звериные шкуры, рубахи, порты, высеченные из камня, и все они ходят и действуют сами по себе».