Сохранилась серия фотографий, на которых Николай Рерих позирует в рубахе с воротником-стойкой, подпоясанной темным шнурком и украшенной вышитым орнаментом по нижнему краю и на рукавах. Наиболее выразительны снимки, запечатлевшие художника с посохом и в позе метателя копья. На последнем он сфотографирован в момент движения, в руках – длинная палка, вероятно, изображавшая копье. Летом 1900 года была задумана картина «Метальщики», о которой мастер писал невесте Елене Шапошниковой: «Сегодня в 10 ½ ч. был в мастерской и вспоминал тебя… <…> … а завтра принимаюсь за метальщиков». Полотно с таким названием создано не было, однако сцены с копьем изображены на картинах «Александр Невский поражает ярла Биргера» (1904, ГРМ) и «Сеча при Керженце» (1911, ГРМ).
Вторая фотография, где Рерих опирается на посох, иллюстрирует часто встречающийся в его творчестве сюжет. Перед нами прообраз умудренного жизненным опытом старика-пророка, отшельника, фигуры которого видим в таких работах, как
«Ведун». (1897), «Сходятся старцы» (1898, частное собрание), «Идолы» (1901, Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств). Двадцатипятилетнему художнику было необходимо вжиться в образ старика. По словам автора, «для исторической картины потребуется обратиться к низшим классам или к профессиональным натурщикам, тут начинается терзанье несносное. Позовете мужичка, заранее радуетесь: “Этакая богатая фигура, как раз подойдет”. <…> Вместе с племенными пассажирами и запахом прокислой овчины, вводите мужика в мастерскую: – Стань-ка, дядя, вот так, словно бы стоишь и задумался о чем-то, будто хлеб, что ли, вымерз или, там, что другое; вообще, будто думаешь. Стань проще, будто никто тебя не видит, как дома. Мужичок начинает стараться, тужится, пыжится; старается до того, что рука, держащая палку, дрожит вся, будто утопающий хватается за нее. <…> Мысленно сравниваете эту жалкую фигуру с типом, созданным вами, и делается вам и больно, и смешно. Настроение испорчено...» Сохранившиеся снимки позирующего Рериха – уникальное свидетельство его творческой мастерской, метода работы над сюжетными картинами.