История советских полярных станций «Северный полюс», работавших на дрейфующих льдинах, – важная страница изучения и освоения территорий вечной мерзлоты. Первая станция «Северный полюс» (СП-1) в Арктике была открыта в 1937 году четырьмя полярниками, среди которых были И.Д. Папанин и О.Ю. Шмидт, зимовавшие на льдине 275 дней. Вся страна с замиранием ждала от полярников новостей. В послевоенное время изучение Арктики и мирового океана считалось перспективным; небольшие полярные станции открывались на короткий срок с определенной периодичностью.
Московский живописец Игорь Павлович Рубан несколько раз был на полярных станциях. Впервые он оказался на станции СП-4 осенью 1954 года, весной 1955-го вновь приехал туда. Завороженный красотой холодных полярных широт, он ездил на Северный полюс и впоследствии. Так, благодаря личной увлеченности художника Арктикой, остались запечатленными несколько дрейфующих станций «Северный полюс» – СП-4, СП-12, СП-13, СП-14 и СП-17.
Пейзаж с полосой ярко-красного заката, на фоне которого вырисовываются силуэты небольшого поселения полярников с высокими мачтами метео- и радиостанций, был написан в 1964 году, когда Рубан в третий раз приехал в зимовье станции «Северный полюс-12».
Советская научная наблюдательная станция СП-12 была открыта 30 апреля 1963-го и проработала ровно два года на двигавшейся льдине Северного Ледовитого океана, которая вначале была размером 2500×1800 метров, а к концу экспедиции – 900×600 метров. За два года на льдину высадились 57 человек; прежде всего это были ученые, проводившие метеорологические, геофизические, гляциологические, геомагнитные и другие исследования. Помимо научных павильонов на станции было шесть домиков для жилья.
Трудно сказать, где была написана картина – на льдине или в московской мастерской художника. Одной из особенностей Рубана-живописца была удивительная работоспособность в любом месте. Не раз он привозил из дальних трудных походов не только этюды, но и достаточно большие по размеру картины. В любом случае, художник стремился к созданию романтически приподнятого пейзажа, исполненного особого драматического духа. Аккордами звучащие краски горящего оранжево-алого заката контрастируют с холодными синими снегами. Маленькая, затерянная во льдах станция на фоне заката кажется значительной. Художник сознательно увеличивает высоту мачт связи, соединяющих станцию с Большой землей, делая их огромными, уходящими высоко в небо, он даже срезает их краем холста, чтобы показать сопричастность станции с миром, создать образ покоренной полярниками Арктики.