Чириков Осип (Иосиф) (?–1903)
Троица
Конец XIX века
Размер - 31 x 26,5
Материал - дерево, левкас
Техника - темпера
Инвентарный номер - ДМВ Ж-271
Дар Н.К. Величко. 1982
Икона «Троица Ветхозаветная» была поднесена В.М. Васнецову общиной церкви Живоначальной Троицы в 1908 году. На обороте сохранилась дарственная надпись: «На молитвенную память Глубокоуважаемому Виктору Михайловичу Васнецову от благодарных прихожан Св. Живоначальной Троицы на Троицкой на Самотеки церкви за понесенные труды и жертвы 1908 г. Апреля 18».
Васнецов был ревностным прихожанином Троицкого храма на Самотёке и пожизненным членом приходского попечительства при церкви. Каменный храм конца XVII – начала XVIII века входит в комплекс построек, относящихся к московскому подворью Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
Икона «Троица Ветхозаветная» принадлежит письму Осипа (Иосифа) Чирикова – иконника, старинщика и реставратора из Мстёры. Основанная Чириковым в Москве иконописная мастерская почиталась лучшей с конца XIX века, а ее работы отличались виртуозностью письма, декоративностью и верностью основам древнерусской, дониконовской живописи.
Образ Ветхозаветной Троицы – один из самых почитаемых верующими, говорящий о триединстве Бога. Композиция отсылает к тексту 18-й книги Бытия, повествующему о посещении праведных Авраама и Сарры тремя путниками, тремя ангелами. «Авраам же физическими очами зрел ангелов и беседовал со Спасителем, но очами духовными видел он Троицу пресвятую и единосущную» (св. Григорий Палама). Ангелы – «три мужа» – представлены в образах юношей, внешне очень схожих между собой. Равенство трех ипостасей подчеркивается принципом изокефалии. Ангелы восседают за трапезным столом, благословляя поднесенные им чаши. Рядом предстоят гостеприимные Авраам и Сарра, угощая гостей хлебами. Идет беседа, во время которой Бог предрекает Аврааму рождение сына Исаака. Композиция статична и уравновешенна, фигуры полны покоя. Эпизод с закланием тельца привносит некоторую динамику и возвращает сцене событийность, историчность.
Примечательным стало помещение на полях иконы дополнительных образов. Слева – образ преподобного Сергия Радонежского, заступника всея Руси, подвижника, чье имя носят лаврская обитель и Троицкое подворье на Самотёке. Справа помещен образ св. мученика Виктора – тезоименного Васнецову святого. Раннехристианский святой воин изображен молодым и безбородым, одетым в хитон и плащ. Подобная характеристика образа бывшего легионера римской армии – без доспехов – соотносится с раннесредневековой иконографией, подчеркнувшей торжество духа, но не оружия.
Икона была в числе работ, которые в 1982–1983 годах в качестве дара Дому-музею Виктора Васнецова преподнес Н.К. Величко. Николай Кириллович – племянник Валериана Вадимовича Величко, известного врача-универсала, хорошего знакомого семьи Васнецова. Проживал доктор недалеко от дома художника. Благодарные пациенты дарили Величко иконы, зная, что он страстный коллекционер. После революции многие храмы, боясь осквернения и конфискаций, передавали ему на хранение ценные иконы, утварь, книги. Величко завещал вернуть в дом, ставший музеем, иконы из собрания Виктора Михайловича – родные для стен дома. В их числе и «Троица» работы Осипа Чирикова с памятной благодарственной надписью.