Портрет знаменитого скульптора был создан польским художником, сыном поэта А. Горецкого. С 1842 года Ф.А. Горецкий был учеником в классе исторической и портретной живописи у К.П. Брюллова, заканчивал некоторые его картины, помогал в выполнении росписи Исаакиевского собора в С.-Петербурге (1843–1847).
Скульптор и мастер художественного литья П.К. Клодт (1805–1867) получил известность как любитель животных и автор многочисленных натуралистичных конных статуй. Они украсили архитектурное пространство Северной столицы. Современники связывали пристрастие П.К. Клодта к лошадям с бумажными фигурками коней, которые вырезал и отправлял мальчику из боевых походов отец.
П.К. Клодт позирует в своей мастерской, в рабочей одежде с резцом в руке. В глубине комнаты на тумбах и консолях стоят скульптуры. Рядом с ним представлена последняя композиция группы из четырех статуй «Укротители коней», созданной для Аничкова моста в Санкт-Петербурге (1841–1843). Они принесли Клодту всемирную известность (отливки с данных моделей представлены в экспозиции Третьяковской галереи). Победа человека над строптивой лошадью по замыслу художника отождествляет успешную работу мастера с твердым материалом.
Предысторию создания полотна описал в своих воспоминаниях внук скульптора Г.А. Клодт. Однажды Брюллов пришел «в черном плаще и красных туфлях в мастерскую Петра Карловича. За ним следовал ученик его – Горецкий – с холстом на подрамнике и с рабочим ящиком. Брюллов сказал ученику: «Пиши, Фаддей, барона. Он тебе постоит в своем безрукавном колете… Не обижайся Петр, что сам не пишу. Но вот поправлюсь, приду и сделаю. С лошадью вместе. Хорошо сделаю! А ты, Фадей, хоть и похоже изобразил, но до меня тебе далеко. Однако к барону вернись, перепиши – скажу, как надобно. И обещаю тебе академика».
По стечению обстоятельств желанное звание за портрет П.К. Клотда Горецкий не получил. Однако созданное им полотно нашло покупателя. В 1872 году его приобрел для своей галереи П.М. Третьяков, который задался целью соединить под одной крышей портреты «лиц дорогих нации». Так картина стала жемчужиной живописного собрания Государственной Третьяковской галереи и востребованным экспонатом выставочных проектов.