Мужской портрет
Патрон шедевра
Аргунов Николай (1770-1828)
Мужской портрет
1825
Размер - 67 x 54
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.24590
Поступило из Ленинградской государственной закупочной комиссии. 1938
Николай Аргунов – сын и ученик крепостного художника графов Шереметевых Ивана Аргунова, крепостной графа Николая Шереметева. Родившись в Петербурге, в 1788 году вместе с семьей был отправлен в Москву. Первые живописные навыки начинающий художник приобрел у отца-портретиста. В 1793 году вновь был отправлен в Петербург для усовершенствования в искусстве. Ему было разрешено копировать в Императорском Эрмитаже, где он исполнил копии с картин Рембрандта, Мурильо, Тиарини (местонахождение копий Аргунова неизвестно). В 1801 году живописец участвовал в украшении дворца в усадьбе «Останкино», летней загородной резиденции графа Н.П. Шереметева, и их московского дома на Воздвиженке. После смерти брата, архитектора Павла Аргунова, Николай руководил благоустройством Фонтанного дома Шереметевых в Петербурге и Странноприимного дома в Москве. После смерти владельца в 1809 году отпущен на оброк, поселился в Москве. В 1815, согласно завещанию, получил вольную. В 1816 году за ряд портретов художник был признан «назначенным» в академики. В 1818 за портрет сенатора П.С. Рунича удостоен звания академика живописи.
Портрет был создан Аргуновым в последние годы своего творчества. Полотно решено в традициях камерного портрета: небольшого формата, поясного, с отсутствием пышных аксессуаров. Персонаж нарядно и строго одет, он облачен в черный фрак, белый жилет и белую рубашку с высоким стоячим воротничком. Своеобразна его прическа из коротких волос, посыпанных пудрой. Молодой человек старательно позирует, деликатно спрятав правую руку за борт жилета, его лицо несколько напряжено и выражает сдержанное достоинство.
Традиции позднего классицизма проявились в сочетании локальных цветовых пятен и четком выразительном силуэте фигуры, вырисовывавшейся на светлом фоне. Вместе с тем пейзажный фон и облачное небо с просветом у горизонта придают портретному образу романтическую окраску. Можно предположить, что героем портрета является владелец загородной усадьбы с пейзажным парком и портретной галерей. Возможно, портрет и был заказан для домашней коллекции.
Примерами поздних работ Николая Аргунова являются портреты из собрания Третьяковской галереи: супругов Соколовых (1819–1820) и Вишняковых (1820–1821).