Илья Табенкин – один из самобытнейших московских художников второй половины ХХ века, который вошел в историю отечественной живописи своими загадочными метафизическими натюрмортами 1970–1980-х годов.
По степени творческой свободы Табенкин был близок к кругам нонконформистского искусства, но никогда себя к ним не причислял и держался обособленно среди московских художников. Его судьба складывалась под влиянием трагических обстоятельств эпохи – он пережил арест в 1934 году и высылку из Москвы. После заключения он остался на поселении в Средней Азии, где поступил в Московский художественный институт (впоследствии – имени В.И. Сурикова), находившийся в эвакуации в Самарканде.
Портретный жанр занял значительное место в творчестве Табенкина второй половины 1960-х годов. Он создал обширную серию графических портретов современников, к которым относятся также
«Две девушки» и
«Портрет жены художника» из коллекции Третьяковской галереи. Формально эти портреты перекликаются с господствовавшим в советском искусстве 1960–1970-х годов «суровым стилем». Серию отличает целостность образов, баланс между монументальностью, лапидарностью форм и выразительностью портретных черт и тонких оттенков настроения изображаемых людей. В портретах Табенкин использует особый композиционный прием ‒ увеличивает масштаб портретного изображения и предельно сокращает поле фона, фокусируя внимание на характерных жестах, позах, мимике и взгляде. Фигуры двух девочек-подростков, очерченные жесткими линиями и грубым штрихом, занимают практически все пространство листа большого формата. Портрет создан в «репортажной» манере быстрого рисунка с натуры, за один сеанс.
Табенкин выбирает среди всех графических техник сочетание графитного карандаша и угля, работая то легким, то жирным разнонаправленным штрихом, передающим объем и фактуру.