Патерсен Беньямин (1750-1815)
Вид на Каменноостровский дворец
1797
Размер - 68 x 85,2
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.20782
Поступило из Государственного Русского музея. 1931
Предположительно в 1787 году тридцатисемилетний шведский художник и гравер, мастер городского пейзажа Беньямин Патерсен прибыл в Россию и поместил в газете «Санкт-Петербургские ведомости» объявление, предлагая желающим заказать у него картины: «Здесь в Санкт-Петербурге несколько времени пребывающий живописец Патерсен, который портреты и исторические пьесы масличными красками и карандашом рисует, сим извещает охотников до живописи, что ныне он живет в Погенполевом доме у Синего моста под №154». Несмотря на то что из-за войны 1788–1790-х годов отношения России и родины Патерсена – Швеции – складывались далеко не лучшим образом, художник оставался в Петербурге до конца своей жизни.
По картинам и гравюрам Патерсена можно в подробностях представить себе архитектуру и отчасти повседневную жизнь Петербурга рубежа XVIII–XIX веков. На его пейзажах представлены практически все известные петербургские архитектурные памятники и ансамбли второй половины XVIII века.
На картине изображен один из императорских дворцов Петербурга. Под облачным небом, изображение которого у Патерсена обычно занимает значительную часть полотна, расстилается зеркальная гладь Невы, по которой плывут прогулочные суда. В реке отражается стоящий на противоположном берегу Каменноостровский дворец – здание в стиле классицизма, построенное архитектором Ю. Фельтеном в 1776–1781 годах. Он – «главный герой» пейзажа, на него падает луч заходящего солнца. Композицию справа замыкает пышное дерево. На первом плане изображены пастух и две пасущиеся коровы. Городской облик Петербурга в это время еще не полностью сложился, и такое сочетание было возможным.
Дальний план прописан художником детально, четко и подробно, без учета воздушной перспективы. Каждая мельчайшая подробность принципиально важна для раскрытия картины городской жизни. Мягкий золотисто-голубоватый колорит служит объединяющим началом для всех элементов композиции.
По сравнению с пейзажами Патерсена виды Петербурга, созданные его современником Ф. Алексеевым, отличаются большей воздушностью и живописностью.