Зощенко Михаил (1857-1907)
Волостной суд
1888
Размер - 79,3 x 110
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1408
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1888
Михаил Зощенко – автор картин бытового жанра, портретист и иллюстратор, известный также как отец прославленного советского писателя Михаила Зощенко. С 1877 по 1884 будущий живописец обучался в Императорской Академии художеств у акварелиста Василия Верещагина, но, не окончив полного курса, вышел со званием неклассного художника. С 1893 по 1906 год Зощенко работал в мозаичной мастерской Академии художеств. Экспонировался на выставках ТПХВ и МОЛХ.
Картина «Волостной суд» выставлялась на 16-й передвижной выставке 1888–1889 годов, с которой была приобретена Павлом Третьяковым. Ее сюжет касается ссоры между двумя семьями. Главы их, не сумев разобраться самостоятельно, обратились за помощью в суд. В России волостные суды появились в ходе крестьянской реформы 1861 года и рассматривали исключительно дела, касающиеся крестьян. Журнал «Нива», с которым Зощенко сотрудничал в качестве иллюстратора, так откликнулся на произведение художника: «Как известно, источником всякого зла… крестьянской семьи… являются бабы… Очевидно с таким затруднением столкнулись и четверо сельских судей, заседающих в почетном углу волостного правления… Крайний слева, не полагаясь на себя, старается почерпнуть мудрости из расспросов свидетеля. За ним следует грозный судья, готовый, не разбирая дела, перепороть всех баб…, третий…, по-видимому, скорбит вообще о суете мирской; а последний… явно тщится вникнуть в дело, исследуя психическую сторону каждого из тяжущихся по выражению их лиц. За столом строчит волостной писарь – эта неизбежная язва наших весей».
Заседание суда проходит в просторной крестьянской избе. Для каждого из глав семейств это ответственный момент жизни. Судьи же не разделяют волнения сторон. Писарь безучастно выполняет свою работу, а остальные представители Фемиды, судя по их позам и выражениям лиц, устали и скучают. Художник выделяет лучами льющегося из окна света профиль лишь одного из них. Он единственный заинтересованно слушает стороны, всерьез переживая за исход дела. Зощенко внимательно относится к подробностям быта и деталям одежды крестьян, но сильнее всего его привлекают индивидуальные психологические характеристики персонажей картины. Любопытно, что через год после написания полотна волостные крестьянские суды в некоторых губерниях были реформированы.