В 1919 году Лисицкий изобрел новое направление в искусстве ‒ «Проун» (Проект утверждения нового). Название относилось как к направлению в целом, так и к отдельным произведениям, которым Лисицкий давал буквенно-цифровые обозначения. Проуны стали одним из самых известных направлений геометрической абстракции, соединив в себе принципы малевичевского супрематизма и приемы конструктивизма. Эта комбинация предопределила и один из основных пластических приемов Лисицкого ‒ чередование плоскостных и объемных элементов.
Однако Лисицкий считал проуны «экскартиной» и декларировал их в качестве универсального метода построения формы в пространстве ‒ «пересадочной станции на пути в архитектуру». «Проун начинает свои установки на поверхности, переходит к пространственным модельным сооружениям и идет дальше к построению всех форм жизни. <…> через проуны мы выйдем к сооружению <…> единого мирового города жизни людей земного шара», ‒ писал он.
На протяжении нескольких лет Лисицкий экспериментировал с пластическими возможностями проунов, создавая то сложные многомерные и многофигурные композиции, то плотно сбитые монолитные конструкции. Проуны пользовались на Западе громадным успехом, их покупали музеи и коллекционеры. В 1925 году в Дрездене состоялась персональная выставка Лисицкого, на которой был экспонирован большой эффектный «Проун H 333». «Проун 84», находящийся в коллекции Третьяковской галереи, служил эскизом для этой картины, однако, судя по надписи на обороте, был сделан и как самостоятельное произведение, предназначенное для продажи. Картина не сохранилась, а коллаж «Проун 84» так и не был продан и попал в музейную коллекцию вместе с остальным наследием Лисицкого, купленным у его вдовы.
Изначальное обоснование проунов как прообраза новой архитектуры актуализировалось в использовании композиционных мотивов проунов в реальных архитектурных проектах. В 1926 году, работая над проектом дома-коммуны для поселка текстильного комбината в Иваново-Вознесенске, Лисицкий частично воспроизвел в плане здания композиционный принцип «Проуна 84». Посылая в письме жене в Германию рисунок этого плана, он написал: «Помнишь мой черный Проун…»