Вид Останкина
Патрон шедевра
Неизвестный художник
Вид Останкина
Середина XIX века
Размер - 70,2 x 120,4
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-991
Приобретено у М.Н.Ловилиной. 1982
Останкино – одно из излюбленных горожанами мест в окрестностях Москвы. Здесь в конце ХVIII века граф Н.П. Шереметев основал летнюю загородную увеселительную резиденцию. Он построил великолепный дворец-театр, оснащенный по последнему слову сценической техники. Там были меняющиеся кулисы, механизмы, позволяющие передавать удары грома, шум дождя и ветра. Зрительный зал мог за двадцать минут превратиться в бальную залу. Специальные механизмы убирали кресла и бутафорские колонны, опускали люстры.
Репертуар театра составляли произведения французских и итальянских композиторов Гретри, Монсиньи, Паизиелло, Пиччини. В него входили также русские оперы Фомина, Козловского, Пашкевича. Труппа насчитывала до 200 человек актеров, певцов, музыкантов, танцовщиц. Имена многих из них вошли в историю русского театрального искусства. Это инструментальный мастер И. Батов, танцовщица Т. Шлыкова-Гранатова, режиссер и драматург В. Вороблевский. Среди крепостных артистов наиболее прославилась П.И. Ковалёва-Жемчугова – ведущая певица и драматическая актриса. Позднее она стала женой графа Н.П. Шереметева.
В середине ХIХ века, ко времени написания картины, усадьбой владел сын прежнего владельца – граф Д.Н. Шереметев. Он увлекался музыкой, состоял почетным членом Петербургского филармонического общества. Большой известностью пользовался духовный хор Шереметева под руководством талантливых регентов С. Дегтярёва и Ф. Ломакина.
Дворец изображен на берегу пруда, рядом с церковью Св. Живоначальной Троицы ХVII века. На переднем плане можно увидеть фигуры гуляющих: женщин с детьми и целую группу катающихся на лодке. Они замерли, глядя на зрителя, словно позируя художнику. Пейзажист вводит в картину приметы загородного отдыха москвичей – павильоны на пруду для переодевания и плоты для плавания. Гладь воды, в которой отражено небо с облаками, создают атмосферу разлитого в природе покоя. Благодаря этому пейзаж приобретает особое лирическое, музыкальное настроение.