Бойчук Тимофей (1896-1922)
Лошади на пастбище
Начало 1920-х
Размер - 41 x 52
Материал - дерево
Техника - темпера
Инвентарный номер - Инв.11981
В 1929 от Главнауки
Художник Тимофей Бойчук – яркая и самобытная личность. И хотя он прожил короткую жизнь – умер, когда ему едва исполнилось 25 лет, в своем творчестве он успел найти именно ту новизну, благодаря которой ему удалось передать в художественном образе живо пульсирующий национальный дух. «Как мастер художник, разумеется, не сказал своего последнего слова, но уже был выразительной артистической индивидуальностью и уже имел своих последователей, если не учеников» – так в 1929 году писал о Тимофее Бойчуке первый исследователь его творчества Дмитро Антонович. Живописный диапазон произведений Бойчука, как и сама система композиционного построения, структура образов, восходят к иконографии Древней Руси и украинского народного творчества.
Художник родился в селе Романовка близ Тернополя, в Австро-Венгерской империи, в многодетной крестьянской семье. Накануне Первой мировой войны старший брат Михаил забрал Тимофея к себе во Львов и определил его в ученики-подмастерья. Михаил был уже признанным художником – выпускником Венской Академии художеств, и занимался реставрацией икон в Национальном музее, а также росписями в различных церквях на Львовщине. Позднее, в 1917 году, Тимофей Бойчук вместе с братом перебрался в Киев и принимал участие в укреплении фресок в Софийском соборе по методике, разработанной его братом Михаилом. В этот же год Тимофей поступил в открывшуюся в Киеве Украинскую Академию художеств в мастерскую монументальной живописи, профессором-руководителем которой был утвержден Михаил. Вполне понятно, что на формирование Тимофея как художника серьезное влияние оказал его брат. Любил он повторять ему и своим студентам: «Кто работает лучше, посмотрите внимательно. Не бойтесь брать у другого, но нужно стараться делать лучше. Индивидуальность сама по себе будет, когда мастер созреет». И уже во время учебы в Академии, весной-летом 1919 года, Михаил Бойчук привлекает брата к созданию росписей в технике фрески в Луцких казармах Киева. Комиссар по военным делам Украины Николай Подвойский требовал отобразить в росписях революционно-агитационную тематику. Но авторами были соблюдены известные церковные сюжеты «Троицы», «Георгия Победоносца» и др. Правда, фрески не сохранились, в 1930–1960-е годы полностью были уничтожены. В тот же 1919 год Тимофей Бойчук создал серию иллюстраций к сборнику «Украинские легенды», оформил издание детского сборника «Барвинок».
К особым, отличительным свойствам творчества Тимофея Бойчука можно отнести и то, что самая незатейливая, упрощенная композиция воспринимается им как сакральное пространство. Выразительным средством в картине «Лошади на пастбище» из собрания Третьяковской галереи служат лишь только линия и контур в сочетании с плоскостно-силуэтной трактовкой образов, доведенных до иконной композиционной схемы. Свои работы художник наделял простодушием народной картинки. «Лошади на пастбище» с успехом демонстрировались в 1928 году в Венеции на 16-й Международной биеннале / XVI Esposizione internazionale d'arte.