Тарель – плоское блюдо, которое используется для приготовления евхаристического хлеба на Божественной литургии. Она является частью литургического комплекта, куда входят потир, дискос, звездица, лжица и копие.
Тарель неглубокая с нешироким бортом. На дне выгравирована композиция «Благовещение» с сидящей у стола с раскрытой книгой Марией и слетающим к ней архангелом Гавриилом с ветвью в руке. На переднем плане ваза с цветком лилии. Вверху в облаках изображение Святого Духа в виде голубя, с отходящим из окружающего его сияния лучом. Иконография композиции восходит к западноевропейским гравюрам популярной в России со второй половины XVII век Библии Пискатора. Борт тарели декорирован тремя барочными картушами с акантовыми листьями и резной надписью: «Богородице Дево Радуйся Благодатная Мария Господь с Тобою».
Декор потира исполнен в технике линейной резьбы на серебре, близкой резцовой гравюре. В рисунке используются линии разнообразных направлений. Выделяется решетчатая штриховка под разными углами, благодаря которой создаются пространственные объемы разной глубины. Особенно густая косая штриховка применяется для обозначения контраста света и тени, передачи объема одежд, моделировки складок драпировок.
Тарель была сооружена по заказу стольника Матвея Алексеевича Головина в 1723 году для вклада в его домовую подмосковную церковь Успения Богородицы. На оборотной стороне резная вкладная зашифрованная надпись в виде цепочки прописных букв под титлами, передающими начальные буквы каждого слова следующего содержания: «СИЯ СВЯТЫЯ СОСУДЫ ПОТИР ДИСКОС ЗВЕЗДА ЛЖИЦА И БЛЮДЫ ПОСТРОИЛ УСЕРДНЫМ СВОИМ ТЩАНИЕМ ИМПЕРАТОРСКОГО ПРЕСВЕТЛАГО ВЕЛИЧЕСТВА СТОЛЬНИК МАТВЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГОЛОВИН В ПОДМОСКОВНУЮ СВОЮ ВОЧИНУ СЕЛО ВИТЕНЕВО В ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ ЛЕТА ОТ МИРА ЗДАНИЯ ЗСЛА [7231] АВГУСТА ЕI [15] ДЕНЬ В ВЕЧНОЕ ПОМИНОВЕНИЕ ОКОЛЬНИЧАГО ПО КНЯЗЬ СЕМЕНОВОМ ЖЕНЕ РОМАНОВИЧА ПОЖАРСКАГО ПО ВДОВЕ КНЯГИНЕ АВДОТЬЕ ВАСИЛЬЕВНЕ И ПО РОДИТЕЛЯХ СВОИХ А ВЕСУ Д [4] ФУНТА ПВ [82] ЗОЛОТНИКА».
Художественные особенности тарели позволяют предположить авторство московских мастеров, унаследовавших приемы серебряников Оружейной палаты.