Евангелие
Первая половина XVIII века
Размер - 54 x 38
Материал - серебро, эмаль
Техника - литье, чеканка, финифть, золочение
Инвентарный номер - Инв.23060
Поступило из музейного фонда Московского отдела народного образования. 1933
Евангелие представляет собой издание московского Печатного двора 1698 года, иллюстрированное гравюрами Алексея Нефедьева и монаха Иоасафа по рисункам Фёдора Зубова и Григория Аврамова. Оклад богослужебной книги сборный, состоит из накладных чеканных деталей, которые располагаются на верхней крышке переплета, закрытой цельной серебряной позолоченной пластиной. В центре – композиция «Воскресение Христово» в овальной дробнице, исполненная в технике эмали по рельефу, по углам – чеканные наугольники с изображениями евангелистов Марка, Матфея, Луки и Иоанна. На гладком поле фона оклада Евангелия в барочных картушах – накладки с эмалевыми изображениями праздников «Поклонение волхвов», «Троица», «Благовещение» и «Крещение Господне», композиции заимствованы из западноевропейских источников.
Со второй половины XVII века в украшении церковной утвари особую роль начинает играть эмалевая роспись. Одной из наиболее сложных и уязвимых техник была «роспись по рельефу», когда эмалью покрывалось чеканное или литое рельефное изображение. Накладная фигура воскресшего Христа выполнена на медной основе именно в данной сложной технике. Многочисленные утраты эмали на изображении Спасителя обусловлены хрупкостью материала. При этом все же в неизменной яркости и сочности цветов сохранился замысел неизвестного автора. Сочетание плоскостного, как бы застывшего чеканного рельефа в изображениях персонажей композиции и пластически объемной накладной росписной фигуры Христа делает картину Воскресения живой и выразительной. Стремление передать движение, импульсивность свойственны искусству конца XVII века, когда обаяние барочной эстетики покоряет русских художников.
Техника финифти, с возможностью передачи многообразных оттенков цветов, в том числе желтого, оранжевого, нежно-зеленого, в 1680-е годы особенно успешно развивалась в северных областях России: Сольвычегодске, Великом Устюге и Вятке. Мастера из этих регионов работали и в Москве, что отражено в декоративном облике напрестольного Евангелия, где эмали уподобляются изысканным ювелирным украшениям. Валики по периметру Евангелия с литыми накладными херувимами – признак работы московских мастеров.