Ечеистов Георгий (1897-1946)
Военный натюрморт. Москва
1942
Размер - 54,5 x 40,3
Материал - бумага
Техника - акварель
Инвентарный номер - РС-2322
Поступило от Л.А. Жолткевич, вдовы художника, через из ВПХК. 1967
Георгий Ечеистов – известный русский и советский художник-график, акварелист, гравер. Наиболее ярко он проявил себя как иллюстратор и оформитель книги, в том числе детской. В 1930-е годы Ечеистов работал для издательства «Аcademia», где вышло в свет пять публикаций с его иллюстрациями. Это «Переписка» П.А. Кропоткина и А.А. Кропоткина (1933, совместно с художником А.П. Могилевским), «Германия» Г. Гейне (1934), «Греческие эпиграммы» (1935), «Атта Троль» Г. Гейне (1936), «Полное собрание сочинений» А.С. Пушкина в девяти томах (1936), «Трагедии» Эсхила (1937). К предвоенным годам относится и совместная работа Ечистова с другими художниками, в том числе с В.А. Фаворским, над калмыцким народным эпосом «Джангар», изданным Гослитиздатом в 1940 году. Ечеистов также много занимался акварелью и рисунком, писал пейзажи и натюрморты.
Он обладал умением запечатлеть свое время. Великая Отечественная война связала жизнь и творчество Ечеистова с Чувашией – вместе с семьей он был эвакуирован в Чебоксары в 1941 году. В собрание Третьяковской галереи «Рисунок ХХ века» «Военный натюрморт. Москва» вошел с датой 1942 год, скорее всего он был написан художником по возвращении из эвакуации.
В «Военном натюрморте» Ечеистова размыты границы этого жанра, произведение соединяет в себе признаки натюрморта и интерьера. Однако расположение и выбор изображенных предметов: печки-буржуйки с зеленым кофейником, лежащими рядом наколотыми дровами и собранными для растопки тонкими прутиками, указывает на существование второго смыслового плана. За кажущейся простотой обычных вещей таится присущий жанру натюрморта своеобразный образный шифр. В данном случае в задачу художника входило передать пронзительную атмосферу военного времени с помощью обыденных деталей сурового быта.
Натюрморт лишен натуралистичности, не перегружен подробностями. Помимо смысловой составляющей, объединяющим началом в работе является сдержанный колорит. В цвете автор остался верен своим акварельным работам и цветным гравюрам, созданным в довоенный период. Их, как и «Военный натюрморт», отличают неброские пастельные тона.