На иконе изображен святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских (IV в.). Он представлен с раскрытым Евангелием в левой руке и поднятой перед грудью в жесте двуперстного благословения правой рукой. В верхней части средника изображены Христос и Богоматерь, под ними ангелы. Спаситель и левый ангел держат в руках Евангелие, Богородица и правый ангел – омофор.
Изображения Спасителя и Богоматери связаны, с одной стороны, с преданием об их участии в посвящении святого в епископский сан, с другой стороны, с житийным повествованием, где рассказывается о возвращении Николаю знаков епископского достоинства (Евангелие и омофор), которых он был лишен после того, как ударил еретика Ария, разгневанный его речами на Никейском соборе. Так подчеркивается богоизбранность архиерея, защитника христианской веры. Одной из особенностей композиции иконы являются фигуры ангелов, передающих архиепископу атрибуты сана. Другая отличительная особенность памятника – раскрытый кодекс с текстом из Евангелия от Луки (Лк. 6: 17-18). Текст читается на литургии 6 декабря, в день памяти Николая Чудотворца. Он повествует о врачевании Христом человеческих душ и телес и напоминает о том, что Его служитель почитается как добрый пастырь и великий чудотворец. Таким образом, композиционное решение образа, его живописный строй, характеризующийся тонкостью письма, изысканностью цветовых сочетаний, торжественным колоритом, являются зримым хвалебным гимном в честь одного из самых почитаемых святых на русской земле.
Икона, украшенная драгоценным серебряным окладом XVII века, поступила в Третьяковскую галерею из Сольвычегодска. На ее обороте сохранилась надпись: «Сей образ поставление Никиты Григорьева сына Строганова». Основываясь на этих данных, можно предположить, что представленный высокого художественного уровня памятник был изготовлен в строгановских мастерских и происходит из сольвычегодского Благовещенского собора, основанного и украшенного представителями знаменитой торгово-промышленной династии.