Герловина Римма (род. 1951)
«Этот куб на 5 см дальше от Земли, чем тот куб». Из серии «Кубики»
1974
Размер - 9 x 4,5 x 4,5
Материал - глянцевая бумага, дерево
Техника - машинописный текст
Инвентарный номер - НТ О-297
Дар РОО "Общество коллекционеров современного искусства". 2010
Римма Герловина – одна из самых известных фигур в истории московского концептуализма, автор перформансов, объектов, инсталляций, многие из которых были созданы в соавторстве с ее мужем, художником Валерием Герловиным. В 1970-е годы она придумывает конструкции для интеллектуальных игр, воплощенные в форме редкого для московской художественной сцены жанра «манипулятивных объектов». Концепция такого типа произведений – подобия детских кубиков, отсылающих память к раннему, магически-игровому восприятию мира, подразумевает активное вовлечение в телесный диалог с предметом: ощупывания, верчения в руках, выяснение внутреннего устройства «объекта», стимулирующего обращение к личному опыту зрителя. Так, на гранях куба «Колокольчик» (1974) автор помещает ироничный текст, прямо побуждающий к действию: «Покачивая этот пустой куб, постарайтесь услышать звон колокольчика, если Вам это удастся, то Вы страдаете слуховыми галлюцинациями». Или же большой куб начинает разговор: «Ты мыслишь», чтобы услышать продолжение, необходимо извлечь внутренний, маленький кубик: «А я существую». Римма Герловина называет «разговор» подобных кубиков не диалогом, а монологом, при котором меньший кубик играет роль внутреннего голоса.
В руках художника куб становится эквивалентом человека, пространства или явления, а простейшая геометрическая форма и ее удвоения дают множество вариантов манипуляций. Состоящий из двух соединенных между собой кубиков объект «Этот куб на 5 см дальше от Земли, чем тот куб» (1974) становится подобием меры физической величины, бесконечное количество раз утверждающей себя в новом положении. На крышке плотно заполненного яркими конфетти кубика «Manchester. Population 541.500» (1975) указана информация о численности населения города Манчестера. Сам кубик становится заменой размытого понятия «пространство города». Уменьшая или увеличивая количество конфетти внутри, можно, например, управлять его «демографическим процессом».
Автор, как правило, выбирает бесспорные утверждения, при этом узнавание знакомого в необычной ситуации якобы может стать толчком к внезапному озарению, добавляя к самой конструкции незримую грань абсурда. Объект «Четки» (1976) напоминает пособие по запоминанию цветов радуги – семь соединенных нитью кубиков, на каждом из которых указано его расположение в спектре, например «желтый куб между оранжевым и зеленым», а использованная форма четок как будто стимулирует заучивание такой «полезной» наощупь информации.
Эти «пластические» качества текста в полной мере будут раскрыты в комбинаторных поэмах – составных объектах из большого количества кубиков, помещенных в ячейки боксов различной конфигурации.