Сталин и медведь. Картон для мозаики
Патрон шедевра
Соков Леонид (1941-2018)
Сталин и медведь. Картон для мозаики
1991
Размер - 214 x 153
Материал - бумага, оргалит
Техника - коллаж, масло
Инвентарный номер - НТ О-73
Дар РОО "Общество коллекционеров современного искусства". 2003
Почти все наследие Леонида Сокова генетически связано с эстетикой соц-арта. Как и большинство участников направления, кроме его отцов-основателей Виталия Комара и Александра Меламида, Соков закончил Строгановское училище (тогда МВХПУ) по классу скульптуры. Кажется парадоксом, что художники с «основным инстинктом» самоценной пластики и привилегии «телесной» формы высказывания объединились вокруг проекта, чьим арсеналом стали средства, ставящие под вопрос «позитивность» создаваемого произведения. Между тем, именно радикальная смена структуры и риторики образа давала не только эффектные, но и наиболее убедительные результаты.
Важной частью стратегии соц-артистов стали иронические, деконструктивные языковые игры, фабрикация стилистических химер из ранжированных иконических систем агитпропа и соцреализма, в них лишь иногда внедряли “тлетворный вирус” западного искусства. Официальная эстетика как бы уничтожала самое себя. Так, Комар и Меламид в «Двойном портрете» самовольно увековечили себя в профильной медальерной форме, что по «канону» полагалось только ликам основоположников марксизма или его корифеям. Со временем внутри направления возникла своего рода ролевая специализация, в рамках которой Соков выступал как художник-фольклорист, активно используя стилистику народных промыслов или подчеркнуто грубой «крестьянской» резьбы. Сталин в паре с этнографическим медведем становятся для него приоритетными персонажами, которых автор провел едва ли не через всю “номенклатуру” художественный практик – от станковой скульптуры и живописных панно до народной кинетической игрушки, где они стали партнерами по кузнечному ремеслу.
Картон для мозаики «Сталин и медведь» также имеет «высокий» иконографический прототип, его можно отнести к разряду «ктиторских» изображений основателей городов или храмов. Хотя способ основания здесь весьма экстравагантен. На краю бескрайней заснеженной равнины, где от низкого горизонта простираются сияющие золотые небеса, Сталин в компании с медведем, деликатно отвернувшись от зрителя, выписывают акроним названия государства. Соков бесхитростно обыгрывает семантическую амбивалентность ударений в слове «писать». Гротескный эффект фантазматической сцены только усиливает едва заметное восходящее вдали маленькое солнце, больше похожее на тюремную «наколку». В контексте традиции золотой фон обозначает пространство трансцендентной идеальности, на языке пропаганды – понятие «коммунистической перспективы», на которую закадычные друзья пришли полюбоваться, как на Северное сияние, путь к которому отменен актом скабрезной каллиграфии.
Когда-то подобным образом заливали туристические костры, у Сокова, возможно, тушат «пожар мировой революции», переходя к «строительству социализма в отдельно взятой стране».