Иконостас
XIX век
Размер - 108 x 79
Материал - дерево
Техника - темпера
Инвентарный номер - Инв.22027
Поступило из музейного фонда Московского областного отдела народного образования. 1933
На иконе изображен пятиярусный иконостас – алтарная преграда, отделяющая алтарь православной церкви от остального пространства храма.
Нижний ярус – местный, назван так по нахождению в нем иконы, связанной с посвящением храма. В центре этого ряда – Царские врата, на которых изображено «Благовещение» и четыре евангелиста. Ведущие в алтарь Царские врата символизируют вход в Небесное царство. Над вратами изображено поклонение ангелов евхаристической чаше с Агнцем. Икона-дверь слева (северная) ведет в жертвенник. На ней изображен первомученик архидиакон Стефан и сцена побиения его камнями. Над дверью – «Причащение апостолов хлебом». Икона-дверь справа (южная) ведет в диаконник. На ней представлен архидиакон Лаврентий и сцена его мученической кончины. Над дверью – «Причащение апостолов вином». В местном ряду слева направо изображены иконы: «Собор архангела Михаила», «Сошествие Святого Духа», «Покров Богородицы», «Святая Троица», «Единородный Сыне и Слово Божие», «Успение Богоматери». Ниже местного ряда идет ярус икон меньшего размера, которые сюжетно связаны с местными образами (слева направо): «Чудо архангела Михаила в Хонех», «Пророк Моисей приносит скрижали Завета», «Явление Богородицы Роману Сладкопевцу», «Спасение Лота и гибель Содома и Гоморры», «Беседа Христа с апостолом Иоанном Богословом», «Погребение Богоматери».
Над местным ярусом располагается праздничный ряд. Он включает двенадцать икон главных праздников литургического года: «Рождество Богородицы», «Введение Богородицы во храм», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Вход в Иерусалим», «Сошествие во ад», «Вознесение Христово», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Усекновение главы Иоанна Предтечи», «Воздвижение Креста».
Над праздничным рядом находится деисусный чин, образ Второго пришествия Христа и моления Церкви о спасении мира. В его центре – Спас Вседержитель; Ему предстоят Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Гавриил и Михаил и апостолы.
Выше деисусного расположен пророческий ряд. В его центре – икона «Богоматерь Воплощение», а по сторонам от нее – образы ветхозаветных пророков с текстами пророчеств на свитках.
Над пророческим рядом – праотеческий. Здесь изображены библейские патриархи, предки Христа по крови, в молитвенном предстоянии образу Господа Саваофа.
Самый верхний ряд иконостаса представляет собой страстной цикл. В порядке евангельского рассказа о Страстях (страданиях) Христа следуют сцены: «Моление о чаше», «Поцелуй Иуды», «Несение креста», «Распятие», «Снятие со креста», «Положение во гроб», «Жены-мироносицы у гроба Господня».
Первоначально, создавая иконописные изображения иконостасов, палехские мастера стремились воспроизвести конкретный иконостас Успенского собора Московского Кремля. Впоследствии они отказались от этого и интерпретировали образ иконостаса как идею Церкви.