Велионский Пий (1849 - 1931)
Баян
1886
Размер - 88,5 x 43,2 x 43,2
Материал - мрамор
Инвентарный номер - Инв.5303
из Румянцевского музея
Вторая половина XIX века - время, когда под напором пришедшей из Западной Европы мощной волны эклектики (историзма) разрушались остатки некогда целостной системы классицизма. Скульптуре предназначалось участвовать в оформлении фасадов и интерьеров особняков и общественных зданий всем арсеналом стилей ушедших эпох: от ренессанса и барокко до готики и классицизма. Самые радикальные изменения коснулись произведений исторического жанра. Прежняя условность, монументальность, античная героизация уступали место «правде жизни». Страсть к документальной достоверности, детальному изучению и воспроизведению древних культур становится одной из отличительных черт времени. Будоражащие воображение археологические открытия во многом стали побудительными мотивами и поддерживали интерес к историческому жанру во всех сферах духовной и художественной жизни (литературе, театре, музыке, архитектуре, изобразительном и прикладном искусствах). Скульпторы вводят в свои произведения изображения открытых археологами предметов материальной культуры, увлекаясь обилием деталей и придавая им огромное значение. Типичное произведение этого ряда – «Баян» (1886) Пия Велионского. Музыкальный инструмент, обувь, шкуры, оружие, этнографические подробности – все воспроизводится тщательно и с виртуозной отделкой материала. Погружение в детали, естественно, переключает внимание с психологической характеристики образа в сторону предметной достоверности; исторический жанр смыкается с бытовым, образуя совершенно новый и наиболее востребованный эпохой – «бытовой историзм». В собрании Государственного Русского музея находится статуя «Баян», выполненная в мраморе (1889). За эту группу и ряд других произведений в 1890 скульптор получил звание профессора.
Баян (Боян) – легендарный славянский поэт, «песнотворец» второй половины XI века, имя которого несколько раз упоминается автором «Слова о полку Игореве».