Миодушевский Иван (1831 - не ранее 1906)
Вручение письма Екатерине II
1861
Размер - 107,5 x 147,7
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.27834
Пост. в 1941 от Народного комиссариата иностранных дел
Картина написана в период обучения Миодушевского в классе исторической живописи Императорской Академии художеств и была удостоена подарка наследника престола Александра Александровича. Автор надеялся получить за нее малую золотую медаль, но Совет Академии отказал в ней. Изображен эпизод из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Императрица, сидя за туалетным столиком в окружении придворных, принимает Машу Миронову. Ранее та вручила правительнице письмо с просьбой о помиловании Петра Гринёва в саду. Миодушевский объединяет эти эпизоды повести в одну сцену. Прочитав письмо, государыня простит невиновного жениха Маши.
В духе времени Миодушевский трактует содержание исторической картины как жанровую сцену в старинном антураже, придающем салонную «красивость» живописи. В полумраке залы проступают приглушенные пастельные тона, колорит картины приобретает изысканное серебристо-перламутровое свечение. Многочисленные элементы убранства дворца рождают эффект достоверности происходящего, воссоздают атмосферу эпохи. «Век золотой Екатерины» явлен характерным декором интерьера: рокайльными орнаментами, обилием позолоты, расписными ширмами и др. Среди примет времени – арапчонок в чалме, модель будущего «Медного всадника» Фальконе. Но живописец привносит в картину и элементы условности. Они проявляются в отображении быта государыни, фасонах костюмов. Так, императорские регалии, лента ордена Андрея Первозванного размещены среди предметов повседневного обихода – кувшинов, блюд и прочей утвари.
Яркий образ императрицы, величественной дамы с нестареющим лицом и царственным жестом, восходит, вероятно, к портретам, созданным австрийским живописцем И.Б. Лампи. Белое домашнее платье, как и белая собачка, заметная в соседних покоях, напрямую отсылают к тексту повести Пушкина. Вместе с тем белый цвет символизирует добродетельность государыни. Маша, одетая в черное дорожное платье, предстает «маленьким человеком», словно чужим в дворцовых интерьерах. Таким образом, контрастная цветовая схема полотна усложняет содержание сцены. Можно сказать, что автор интерпретирует, а не буквально иллюстрирует эпизод из повести Пушкина.