София Премудрость Божия
XVI век
Размер - 122 x 97
Материал - дерево
Техника - темпера
Инвентарный номер - Инв.19973
Поступило из церкви Успения "на Апухтинке" в Москве через фонд Московского областного отдела народного образования. 1936
Первоначально три иконы входили в состав трехстворчатого складня. Композиция называется «Собор Софии Премудрости Божией» и представляет своего рода деисусный чин, в котором Софии предстоят святые, изображенные в рост тремя ярусами на створах. На левой створе – архангел Михаил, апостол Пётр, святитель Николай архиепископ Мирликийский; святители Василий Великий и Григорий Богослов, князь Борис; святители Леонтий Ростовский и Игнатий Ростовский, преподобный Феодосий Печерский. На правой створе – архангел Гавриил, апостол Павел, Алексей митрополит Московский; святитель Иоанн Златоуст, Пётр митрополит Московский, князь Глеб; святитель Исайя Ростовский, преподобные Сергий Радонежский и Савва Сторожевский.
По богослужебному уставу Православной церкви в дни празднования пророков, мучеников, святителей, преподобных читаются паремии из книги Премудрости Соломона, в которых раскрывается почитание святых как носителей света Премудрости. София Премудрость Божия в соединении с ликами святых на триптихе – соборный образ храма, созданного Премудростью.
Кроме паремийных текстов иконографическая программа складня раскрывается в тексте толкования (объяснения), написанном на верхнем поле средника: «София Премудрость Божия толкование святой и апостольской церкви». Текст толкования взят из «Сказания о образе Премудрости Божией Софии», литературного комментария к иконописному подлиннику, входящего в русские рукописные сборники XVI–XVII веков. «Толкование» в среднике, в свою очередь, наиболее близко к рукописному источнику XVI века с пространным названием: «Сказание о Премудрости Божии Софии и о иконе образа ея повесть чюдна, да торжествуем месяца августа в 15 день, на память Успения Пречистыа Владычица нашеа Богородица и Приснодевы Мария».
Судя по его содержанию, София Премудрость Божия, как она представлена в среднике, есть проявление девства чистоты Пречистой Девы Богородицы, Премудрости Церкви. Фигура, сидящая на престоле, с огненно-красным ликом и крыльями, в золотой короне, в красно-золотых одеждах, со скипетром в правой руке и с белым свитком в левой – названа «девственных душа» и является олицетворением девства, его образом. Огненное лицо девы – девства, по «Толкованию», означает божественный огонь, истребляющий («попаляет») страсти телесные («тленныя») и просвещающий душу чистую. Над ушами девы тороки (ленты), подобно ангельским – символ девственной жизни, равной ангельской. Тороки же «суть покоиша Святого Духа», то есть девство осеняется Святым Духом. Венец царский – знак того, что смиренная мудрость девства царствует над страстями. Препоясание на чреслах и груди девы – «образ старейшинства и святительства». Скипетр в руке – царский сан девства. Орлиные, огненные крылья – пророческий дар и скорый, быстрый разум («разум скор являет»). Слава («одеяние света»), окружающая девство и престол девства («на нем же сидит») – «покой» будущего века, то есть мир царства Божиего («будущаго света покоище являет» – Деян. 48, 49; Евр. 3, 18). Семь столпов (на иконе семь вертикальных линий под престолом девы) – семь дарований духа. Камень под ногами девы – тоже девство, как камень веры в основании церкви («рече бо Христос на сем камени созижду церковь мою»). Согласно «Толкованию», Христос, изображенный подающим архиерейское благословение, – глава мудрости, Сын Слово Божие. Полог неба с уготованным престолом и ангелами – простертые небеса, преклоненные Христом к деве.
Слева от изображения Софии на иконе представлена Богоматерь, которая держит перед грудью круг – славу с Христом, благословляющим двумя руками, знак того, что Христос возлюбил девство Богородицы и воплотился через нее («сниде в девства чистоту елико бо славят девство»).
Судя по символике «Толкования», в композиции триптиха изображено поклонение Софии – Девству, как основы Церкви и веры в Христа, Премудрость Божию. «Толкование» явилось компромиссным вариантом по отношению к существовавшим спорным суждениям об образе Софии «новгородского извода», как Премудрости Христа или Премудрости Богоматери.
Первоначально находился в собрании А.И. и И.И. Новиковых, затем в старообрядческой церкви Успения «на Апухтинке» в Москве, откуда и поступил в собрание музея.