Эту небольшую византийскую икону в 1847 году подарил Троице-Сергиевой Лавре писатель и историк Церкви А.Н. Муравьёв. В сопроводительном письме он называет икону «Страсти Господни» и сообщает, что во время пребывания на Афоне древний образ из «келии патриарха Иеремии, рукополагателя первого нашего патриарха Иова», ему передал «епископ Мусконисийский Калинник».
Центр композиции иконы – Крест, стоящий на невысокой горе. На Кресте – бессильно провисшее тело распятого Иисуса. Слева, взирая на Христа, стоит плачущая Богоматерь в окружении жен. Рядом с ней – Иоанн Богослов, склоняется, чтобы утешить Марию. Справа – Лонгин-сотник, окруженный толпой иудеев. В нижней части иконы, по центру, – воины, мечущие жребий об одежде Распятого. Под перекладинами Креста – две полуфигуры летящих и плачущих ангелов. Фоном композиции служит Иерусалимская стена.
Иконография образа относится к так называемому драматическому типу, сформировавшемуся в Византии в XIV веке, в палеологовский период. Его главная особенность – увеличение количества изображенных – жен, окружающих Богоматерь, иудеев вокруг Лонгина-сотника, воинов, бросающих жребий, и их особая характеристика, наделяющая персонажи сильными эмоциями через мимику, патетические жесты и движения.
Почти буквальным повторением композиции иконы из Третьяковской галереи является образ из Кафизмы Благовещения на Патмосе первой половины XV века. Обе иконы относятся к типу аналойных, которые в позднепалеологовское время часто использовались в качестве образцов.
Художественный стиль Распятия характеризуется особой подвижностью и остротой рисунка, сравнимого с эскизным росчерком, сложной игрой силуэтов удлиненных и изящных фигур, изломанными линиями горок и драпировок, колоритом, построенным на напряженных цветовых сочетаниях, мистическим мерцанием световых бликов на ликах и драпировках.