Деисусный чин – главный ряд высокого русского иконостаса. Его смысловое ядро составляют три иконы, изображающие Христа и обращенных к Нему с молитвой Богоматери и Иоанна Предтечи. Слово «деисус» переводится с греческого как «моление» или «прошение» и означает молитвенное предстояние святых за род человеческий.
На центральной иконе Христос изображается в иконографии «Спас в силах»: Он восседает на престоле, окруженный «славой», состоящей из ромбовидных и овальных сфер, заполненных образами небесных сил и апокалиптических животных. Такое изображение Христа сочетает в себе два важных аспекта: всемогущество и сверхбытие Бога и Его человечность, соизмеримость с земным миром. Главным звеном, связующим Вседержителя с земным миром, является Богоматерь. Смиренно склонив голову, Она простирает руки к Сыну и, взывая к Его человеческой природе, молит о милосердии. Справа Христу всегда предстоит Иоанн Предтеча, последний пророк, призывавший народ к покаянию.
В русском искусстве деисус со «Спасом в силах» был осмыслен как изобразительная параллель идеи Страшного суда, как венчающий конец времен образ Церкви. Настоящий деисус относится к новгородской традиции, для которой было характерно изображение Спаса восседающим на престоле, представленным со всей характерной для искусства Новгорода конкретностью. «Славу», состоящую из нескольких концентрических кругов, мастер уподобил величественной спинке трона. Он отказался от «невещественных» образов серафимов и херувимов в кругах «славы», но сохранил изображение апокалиптических животных, символов евангелистов, которые также написаны плотно и конкретно. На раскрытом Евангелии Христа начертаны слова из Евангелия от Матфея: «Не судите на лица сынове человечестии...»