Деисус
Конец XV - начало XVI века
Размер - 60 x 87
Материал - дерево
Техника - темпера
Инвентарный номер - Инв.28710
Поступило из Государственного Исторического музея. 1941
На иконе изображен деисусный ряд из семи фигур в рост. В центре Спас на престоле, по сторонам симметрично в молитвенном предстоянии в трехчетвертном повороте Богоматерь и Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, святитель Николай и пророк Илия.
Изображения Деисуса получают широкое распространение в византийском и древнерусском искусстве с X–XI веков. В переводе с греческого «деисус» означает «моление», «прошение». Главным содержанием деисусной композиции была тема Второго пришествия, Страшного суда и грядущего спасения человеческого рода. Помимо Богоматери и Иоанна Крестителя, перед Вседержителем, к основному ядру Деисуса могли добавляться изображения святых: апостолов, святителей, мучеников, преподобных.
В деисусных композициях XV–XVI веков. Спас обычно изображается с раскрытым Евангелием в руках, что должно было напоминать о Втором пришествии Христа и Суде над всем человечеством. В данной иконе Евангелие закрыто, что подчеркивает и другой аспект образа Спаса – идею Боговоплощения. Христос здесь предстает и как Воплощенное Слово.
Икона была опилена снизу. Вполне вероятно, что она являлась частью двухъярусной деисусной композиции особого рода. Наряду с Деисусом в верхней части, в нижней части, в данном случае утраченной, изображались фигуры предстоящих и молящихся людей. Подобные композиции известны в новгородском искусстве. Можно, к примеру, назвать икону «Молящиеся новгородцы» 1467 года, ныне хранящуюся в Новгородском музее-заповеднике.
К иконографическим особенностям данной иконы следует отнести и включение в состав Деисуса вместо традиционного изображения апостолов Петра и Павла образов святителя Николая, архиепископа Мирликийского, и ветхозаветного пророка Илии. Присутствие на иконе святителя Николая и пророка Илии объясняется необычайной их популярностью на Руси и, в частности, в Новгороде. Святитель и пророк выступают вместе с Богоматерью и Иоанном Предтечей как милостивые заступники за род человеческий в целом и одновременно как небесные патроны заказчиков иконы.
Икона «Деисус» по колориту и общей гармонии относится к классическим произведениям новгородской живописи.