Братья-мученики Флор и Лавр жили во II веке в Иллирии (Балканы), где и зародилось их почитание, сменившее античный культ всадников-братьев Диоскуров. Святые широко почитались на Руси, особенно в Новгороде и на Русском Севере, как целители и покровители коней и конного воинства. Истоки сложения данной иконографии – архангел Михаил вручает Флору и Лавру поводья коней, оседланных для битвы, – неясны. По мнению некоторых исследователей, она бытовала только на Руси, особенно в Новгороде и его северных провинциях. В композицию иконы включены также изображения трех святых коневодов – братьев-близнецов Спевсиппа, Мелевсиппа и Елевсиппа (в переводе с греческого имена обозначают: «ускоряющий бег коня», «ухаживающий за конем» и «гонящий коня»). Согласно житию братья были язычниками и ухаживали за конями, которые участвовали в празднествах в честь языческой богини Немезиды. Приняв христианство, они пострадали за веру. По другим редакциям – братья были знатными юношами из Галлии, принявшими мученичество во времена Марка Аврелия.
Традиция культа Флора и Лавра, как покровителей коней, на Русском Севере получила развитие, не имеющее аналогий в других странах.