Ризенер Анри-Франсуа (1767-1828)
Портрет княгини Варвары Сергеевны Долгоруковой
Конец 1810-х - начало 1820-х
Размер - 125,5 x 97,3
Материал - холст дублирован
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5347
Поступило от Е. А. Долгоруковой. 1917
Портрет был исполнен Ризенером во время его пребывания в России с 1816 по 1823 год, в период господства стиля ампир. Все в этом произведении соответствует благородному языку данного стиля. Художник изобразил Долгорукову сидящей в кресле, в профиль, с лицом, обращенным к зрителю. Ее руки положены на колени одна на другую ладонями вверх. Этот своеобразный жест и легкий наклон головы придают образу молодой женщины особую трогательность. Модель одета по моде того времени в красное платье с высокой талией и прозрачными белыми кисейными рукавами. Ее костюм украшают жемчужные бусы с крупным драгоценным камнем. Прическа с прямым пробором и обрамляющая голову коса с вплетенной в нее черной лентой также отвечают модным вкусам 1810–1820-х годов.
В портрете сказались характерные особенности школы Ж.Л. Давида, представителем которой являлся Ризенер. Влияние Давида сказалось в четком, уверенном рисунке, выявляющем объемную пластику форм, сочетании ярких локальных красок. Художник сопоставляет насыщенные цветовые пятна красного, белого, золотистого и серого, которые образуют полифонию колорита. Особую роль в портрете играет линия. Она обрисовывает изящный силуэт княгини, сообщая произведению музыкальный оттенок. Гибкому контуру фигуры вторят плавные изгибы спинки кресла, напоминающие лиру. Романтическое настроение портрету придает пейзажный фон с грозовым небом.
Долгорукова Варвара Сергеевна (1793–1833) – урожденная княжна Гагарина. Воспитанница Екатерининского института, она, по окончании курса, была пожалована во фрейлины. Супругом девушки стал князь В.В. Долгоруков, служивший в Придворном ведомстве. В 1823 году Варвару Сергеевну наградили орденом Св. Екатерины 2-й степени. С особой теплотой о Долгоруковой отзывался декабрист А.П. Беляев. По его словам, княгиня была идеальная женщина, обладавшая красотой, прелестью обращения и умом. Нельзя было не восхищаться ею и не сделаться ее поклонником. В последние годы жизни Варвара Сергеевна отдалилась от света и мужа и многих бедных содержала на свои средства.
Портрет происходит из подмосковной усадьбы князей Долгоруковых Волынщина.