Давыдов Иван (1826-1856)
Вид озера Неми близ Рима
1856
Размер - 101,6 x 145
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-304
Приобретено в 1955
Художник учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества у К.И. Рабуса, наставника будущего главы московской пейзажной школы А.Г. Саврасова. С 1850 по 1853 год был вольноприходящим учеником в Императорской Академии художеств, в пейзажном классе у М.Н. Воробьёва. В 1853 году удостоился большой золотой медали за картину «Вид на острове Валааме» (1853, Государственный Русский музей). Получив право на пенсионерскую поездку, Давыдов в 1854 году отправился в Женеву, где занимался у признанного европейского мастера А. Калама, а затем прибыл в Рим. По приезде молодого пейзажиста заметил А.А. Иванов и рекомендовал его картины коллекционеру Козьме Терентьевичу Солдатёнкову. Но уже через два года художника не стало. «В прошлое лето Иван Григорьевич поехал в окрестности Рима и схватил лихорадку (она здесь свирепствует), потом у него развилась чахотка… Жаль, жаль, что он выехал за границу; выехал, право, только для того, чтобы умереть в Риме, да и многим здесь голубое то небо не совсем здорово!», – сообщал Н. Рамазанов.
Обращаясь к одному из излюбленных видов озера Неми в окрестностях Рима, Давыдов сочиняет большую и сложную композицию. Он добивается эффектности пейзажа, усиливая его масштабность и декоративность реальных природных форм. В обрамлении деревьев открывается панорама дальнего плана, где на противоположном крутом берегу виден городок Неми с высокой цилиндрической башней. Половину панорамы заслоняет могучее старое дерево с густой кроной и причудливо изогнутыми корнями. Художник привносит в пейзаж жанровый мотив, изображая играющих у воды мальчиков с маленькой собачкой, женщину с корзиной на голове, идущую по тропинке среди огромных камней. Яркое солнце золотит верхушки деревьев и кустов, заливает дорожку и склоны противоположного берега, озаряет пушистые облака в голубом небе. В этих подробностях очевидно стремление художника к реалистической трактовке пейзажа при всей картинности и декоративности полотна. Возможно, продлись его жизнь дольше, Давыдову бы удалось преодолеть последние рудименты академических условностей и обрести подлинную свободу живописных приемов, характерных для нового этапа русской художественной школы.
Картина экспонировалась на академической выставке 1857 года. Сюжетной аналогией к ней является картина В.И. Штернберга «Озеро Неми близ Рима» (1845).