Ковригин Олег (род. 1953)
Личинке холодно
1995
Размер - 22 x 40 x 14
Материал - мрамор
Инвентарный номер - СКС-3018
Дар автора. 1999
В начале своего творческого пути успешные поиски и уверенное утверждение собственного пластического почерка в анималистической скульптуре Олег Ковригин совмещал с работой художника-постановщика в театре. Впоследствии он работал художником-конструктором во Всесоюзном научно-производственном объединении «Радуга», несколько лет преподавал курс скульптуры, рисунка и основ композиции в Институте дизайна и новых технологий.
Скульптор окончил художественное училище в Абрамцеве, отделение по обработке металла. Однако подавляющее большинство работ Ковригина выполнено в камне. Материал для анималистических работ он находит среди придорожных валунов, используя свой специфический способ выбора камня для каждого конкретного произведения. Скульптор утверждает, что «отношения с материалом всегда очень индивидуальны... У каждого это складывается по-своему. Я материал воспринимаю через чувственные ощущения. Если говорить о камне, то у камня есть свой час ‒ где-то между четырьмя и шестью часами, во второй половине дня. В это время я брожу по каменным развалам в поисках “своего” камня. Чаще нахожу его по звуку, ударяя по камню закольником... Звук может быть звонким, глухим, вязким, в зависимости от внутреннего напряжения материала. Ведь структура камней неодинакова, а значит, и звучание его различно. Звук диктует форму...».
Свое понимание современной скульптурной формы Олег Ковригин построил на трепетном отношении к миру и природе, как основе всего сущего. Он творит свои произведения по принципу не создать что-то новое из камня, а увидеть в нем сокрытое от глаз. Съежившуюся от холода личинку скульптор распознал в мраморном с цветными прожилками камне. Розовый с беспорядочными вкраплениями гранитный булыжник подсказал форму поджавшего ножки «Маленького красного крабика». Природный материал задал лаконичную и предельно обобщенную форму живого существа.
Не последнее значение имеет и цвет камня, который в процессе поисков хорошо виден либо на месте скола, либо том случае, если поверхность камня намочить водой. Для активизации цвета в готовом произведении скульптор использует технологию ручной шлифовки. Это медленная, долгая, кропотливая работа, в результате которой достигается безупречная поверхность и точно выверенная форма скульптуры. Произведения Ковригина: лягушки, черепашки, крабики, личинки, жуки, и даже огромные персики и груши, которых не встретишь на дереве в саду — всецело посвящены естественной красоте природной формы и выбранного для ее воплощения материала.