Умарбеков Джавлят (род. 1946)
Степь
1985
Размер - 120,7 x 150,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-6580
Дар автора в 2005г.
На протяжении нескольких десятилетий ХХ века в Третьяковскую галерею поступали произведения живописцев, графиков и скульпторов из всех национальных республик, которые входили в состав СССР. И в настоящее время эти произведения составляют значительную и неотъемлемую часть коллекции всемирно известного музея – Государственной Третьяковской галереи. Достойное место в их ряду занимает и сравнительно молодая живопись Узбекистана.
Одним из самых значительных произведений узбекских художников в собрании галереи можно считать «Степь. Из серии “Иссык-Куль”» Джавлона Умарбекова. Это поистине эпическое полотно с глубоким философским подтекстом, в котором преломились основополагающие черты мировоззрения и особенности психологии народов, издавна населявших Центральную Азию.
Степь – одна из важнейших природно-ландшафтных и образных доминант Центрально-Азиатского региона, универсальный код тюркского сознания и один из основных мотивов в культуре узбеков, казахов, кыргызов, через который раскрываются особенности их истории, мифологии и национального характера.
Так, Дж. Умарбеков, отталкиваясь от натурных мотивов степного кочевья, создает полный величия, глубоко символический образ.
Взятая художником точка зрения – будто с высоты птичьего полета – открывает весь видимый мир, пребывающий в вечернем покое. Почти монохромная, приглушенно прохладная серо-голубая цветовая гамма как нельзя лучше передает состояние эмоциональной сдержанности. В монотонной беспредельности степного пространства, подобно вехам на долгом пути, стоят юрты, в одной из которых виднеется огонь никогда не затухающего очага. Выведенный тонкой линией молодой месяц, знак вечного рождения, словно выплеснул свой свет в маленькое озерцо. У телеги стоят прильнувшие друг к другу животные. Короткий ночной отдых в степи становится метафорой жизни как вечного странствия с короткими остановками на этом пути.
Жест художника приобретает почти имперсональный характер, когда движения его кисти оставляют на холсте тонкие горизонтальные борозды, которые, кажется, начинаются и заканчиваются за пределами холста, являя собой зримые отрезки бесконечности.