На портрете работы неизвестного художника изображен крупный фабрикант Василий Якунчиков (1827–1907). Он был человеком с колоссальным состоянием, которое нажил благодаря успешной работе бумагопрядильных фабрик и кирпичных заводов, располагавшихся недалеко от сел Одинцово и Наро-Фоминское. Многие значимые здания в Москве строились именно из якунчиковского кирпича, который отличался высоким качеством и разнообразием видов. Якунчикову принадлежали магазины основанного им Товарищества Петровских торговых линий. Также он был одним из владельцев (до 1884) Введенского, великолепной усадьбы павловских времен близ Звенигорода.
По воспоминаниям людей, близко знавших Василия Якунчикова, по взглядам и манерам он был англоманом и больше походил на типичного англичанина Викторианской эпохи, нежели на русского купца. Несмотря на поразительную скупость в делах предпринимательства, о чем даже слагались анекдоты, Якунчиков славился как меценат и покровитель искусств. Наибольшую страсть он питал к музыке, будучи одаренным скрипачом-любителем. Якунчиков являлся одним из устроителей Московской консерватории, на создание которой субсидировал большие средства. В своем московском особняке в Среднем Кисловском переулке он и его вторая жена Зинаида, талантливая пианистка, устраивали домашние концерты. Гостями их особняка были братья Антон и Николай Рубинштейны, Александр Скрябин, который давал уроки музыки дочерям Якунчиковых. Дух музыки и искусства витал в доме, рождая артистическую атмосферу. Музыкальный талант унаследовали дочери Василия и Зинаиды Якунчиковых – Вера, ставшая впоследствии профессиональной пианисткой, и Мария, в будущем известная художница.
Семья Якунчиковых принадлежала к образованному московскому купечеству и состояла в ближайшем родстве с Павлом Третьяковым, Василием Поленовым, Саввой Мамонтовым, а также Константином Станиславским.