Верещагин Петр (1834-1886)
Псков
1876
Размер - 38,7 x 73,8
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1626
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1882
Петр Петрович Верещагин – известный пейзажист, создатель видов русских городов и различных местностей. Учился в классе пейзажной живописи Императорской Академии художеств (1858-1865), где унаследовал интерес к ландшафтной перспективной живописи. Этому виду пейзажа художник остался верен до конца творческой жизни.
На картине изображена центральная часть Пскова — одного из древнейших городов Российской империи. От старой крепостной стены Псковского Кремля к реке Великой спускается поросшая травой широкая прибрежная полоса.
Особый интерес к архитектурным видам городов выражался у Верещагина в графической точности воспроизведения всех архитектурных памятников, на фоне которых проходит несуетная городская жизнь. Так и в этой картине его внимание привлекают мощные стены старейшей русской крепости, могучие оборонительные башни Кремля. Время не пощадило их, каменная кладка башен и стен местами разрушилась. Но жизнь, заложенная на берегах рек Великой и Псковы, продолжается. Хотя фигуры людей имеют стаффажный характер, но они вносят в картину ощущение естественного течения жизни: женщина приготовилась полоскать белье, мужики заготовили бревна на продажу. Вдалеке, напротив Троицкого собора, видна пристань с парусными судами.
Размашистая подпись художника и название города или точное название ничем не примечательной местности – отличительная черта многих пейзажей Верещагина.
Петр Верещагин являлся одним из русских живописцев, чье творчество не знало радикальных падений. Художник сумел найти собственный стиль в одном из самых традиционных академических жанров, а качество его работы и мастерство росли год от года.
Ландшафтная живопись, при ее кажущейся простоте, требовала от живописца максимального внимания, блестящего знания перспективы, серьезных основ не только пейзажной, но и жанровой живописи.
Индивидуальной особенностью художника стало пристальное внимание к видам исконно русских городов. Он является одним из первых ландшафтных живописцев, сумевших запечатлеть своеобразие родной природы и архитектуры, зафиксировавших в зрительных образах целую эпоху второй половины XIX века. Пейзажисты и прежде обращались к русской теме, но в основном они ограничивались видами Санкт-Петербурга и Москвы. Верещагин же сумел донести до публики провинциальную самобытность и разнообразие Российской империи.