«Утки спасают Филипко» - одна из работ «Костромского цикла» Елены Поленовой.
Для пополнения своего собрания фольклорных сказок и создания иллюстраций к ним, в 1889 году художница отправляется в путешествие на север Костромской губернии. Здесь она записывает текст народной сказки «Сынко-Филиппко» о мальчике, вырезанном из чурбачка и оживленным любовью матери, и делает первые этюды к шести акварельным иллюстрациям. Фиксирует на бумаге северные избы, мебель, украшенную выпуклой резьбой и разноцветным орнаментом, находит модель для образа Филиппко.
В иллюстрации «Утки спасают Филипко» отражен самый драматичный момент сказки: спасаясь от Бабы-яги, Филиппко забрался на высокое дерево. С надеждой он протягивает руки пролетающим мимо уткам, прося их сбросить ему перышки.
В этой работе проявилась новая манера иллюстрирования Поленовой: обобщенная лаконичная композиция, графичность, декоративность акварельной живописи. В. Стасову, который сожалел о таком «упрощении» палитры, ограничивающейся пятью-шестью красками, Поленова отвечала, что только «при таком исполнении заказчик соглашался издавать мои рисунки в красках» да и ей самой оно «ужасно нравится». Ей казалось, что такая манера, близкая к лубку, подчеркивает их «национальный» характер, сближает с народным творчеством.
Поленова не только дала мощный импульс дальнейшему развитию книжной иллюстрации как самостоятельному виду искусства, ее рисунки отмечены характерными для нового стиля модерн чертами: уплощением объемных форм, усилением декоративности, важной ролью контурной обводки.