Латфуллин Наиль
Построение
1989
Размер - 117 x 84
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-6078
Наиль Латфуллин, поэт и художник, прожил короткую, но активную творческую жизнь. Он относится к числу башкирских живописцев, которые в 1980-х годах первыми в республике отошли от принципов советского реалистического искусства. Они объединились в группу «Инзер» (1989–1993), а Латфуллин, кроме того, стал организатором и руководителем объединения художников «Чингисхан» (1990–1992). Творческим устремлением художников этого круга стал синтез национальной мифологии и европейского модернизма. В поисках новой пластической образности, способной выразить его собственное представление о принципах мироустройства на основе гармонии, художник обращается к своеобразной плоскостной живописи и декоративному колориту. Свое мироощущение мастер стремился воплотить в произведениях, соединяя традиции русского авангарда начала ХХ века и национальную башкирскую мифологию.
В «Построении» возникает образ-метафора некого идеального города, который подобен «Небесному Иерусалиму», прекрасного в своей поэтической чистоте. Художник отстраняется от конкретики городской среды и доходит в этом пейзаже почти до абстрактного образа. Перспектива города устремлена ввысь и наполнена как будто подвижными формами, выраженными энергичным колоритом и воплощающими принцип, который художник называл «гармонической структурностью» мира. Опираясь на традиционную для башкирского искусства декоративность, яркую, открытую палитру, художник развивает композиционное построение холста снизу вверх: от плотного нижнего регистра к менее концентрированному, разреженному верхнему.
Несмотря на то что на творчество Н. Латфуллина очевидно влияние модернизма начала ХХ века, художников Прибалтики 1970–1980-х годов и сложившегося к тому времени разнообразного в своем проявлении языка неофициального искусства, стиль художника узнаваем и индивидуален.