Церковь походная. Створка: Архангел Михаил, Преображение; Пророки Захария и Исаия
Середина XVI века
Размер - 48 x 10
Материал - дерево, левкас
Техника - темпера
Инвентарный номер - Инв.12785
Поступило из Государственного Исторического музея. 1930
«Походные церкви» брали с собой в военные кампании воеводы и епископы, совершавшие поездки по епархии. Данная «Походная церковь» представляет собой переносной иконостас из тринадцати досок: двенадцати узких и одной более широкой в центре. На центральной широкой доске, являющейся смысловым ядром всей структуры, в нижней части представлен Спас в силах, в среднем ярусе – «Вход в Иерусалим» и «Распятие», а в верхнем – Богоматерь «Знамение» с предстоящими Ей пророками Давидом и Соломоном. Именно к этому среднику приставляются другие доски, по шесть с каждой стороны. Соединенные вместе они образуют традиционный для XVI века трехъярусный иконостас.
Каждая иконная доска поделена на три яруса. В нижнем, широком, помещена фигура святого в молении. В двух верхних, более узких, – изображение одного из главных праздников церковного литургического года и двух пророков в рост. Как и классический храмовый иконостас, «Церковь походная» образует три горизонтальных ряда: деисусный, праздничный и пророческий. В деисусном ряду изображаются обращенные ко Христу с молитвой за род человеческий Богоматерь, Иоанн Предтеча, два архангела: Михаил и Гавриил, апостолы Пётр и Павел и четыре русских святых: митрополиты московские Пётр и Алексей, которые, несмотря на отсутствие надписей, определяются по белым клобукам, и два преподобных, предположительно Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский. Средний ряд образуют изображения праздников от «Благовещения» до «Успения Богоматери». В верхнем ряду изображены пророки, обращенные к Богоматери «Знамение».
Плотные, эмалеподобные краски, насыщенность густых цветов, так же как разнообразие поз и движений пророков в верхнем ярусе, создающие несколько «рваный», немузыкальный ритм, говорят о том, что данное произведение было создано не ранее середины XVI века, скорее всего в эпоху Ивана Грозного.