Янсон-Манизер Елена (1890-1971)
Артист Г.Ф. Соловьев в роли ведьмы в опере «Сорочинская ярмарка»
1956
Размер - 54,5 x 29 x 40
Материал - гипс
Инвентарный номер - СКС-3325
Приобретено у Д.Н. Белогурова. 2011
Уже в первых небольших по размеру скульптурных композициях Елены Александровны Янсон-Манизер, таких как «Баскетболистка», «Прыжок в воду», «Футболист», посвященных спортивной тематике, наметилось направление ее творческих поисков. В академически точно выполненных работах она предельно достоверно запечатлела красоту и пластическое совершенство идеального в своем физическом развитии человека. Статуэтки были увеличены, отлиты в бронзе и стали украшением центральных парков городов России. Кроме этого, скульптор участвовала в оформлении Московского метрополитена ‒ ей принадлежит авторство 24 фарфоровых рельефов с изображением спортсменов для станции метро «Динамо».
Вторым по-настоящему серьезным и плодотворным направлением творчества Е. Янсон-Манизер становится изображение артистов балета. Скульптор создает серии статуэток на тему балетов «Лебединое озеро», «Каменный цветок», «Дон Кихот», «Бахчисарайский фонтан», «Ромео и Джульетта», «Египетские ночи». Героями ее работ стали знаменитые артисты балета – Г. Уланова, А. Павлова, М. Плисецкая, В. Каминская, М. Михайлов, Э. Лиепа, Ю. Гофман. Обращение к передаче языка танца посредством пластики позволяла скульптору не только показать красоту человеческого тела, но и запечатлеть движение, в котором эта красота раскрывается.
Георгия Фёдоровича Соловьева, артиста балета Большого театра, скульптор изобразила дважды: в роли шута из балета «Лебединое озеро» и в виде ведьмы, взлетающей на метле. Эту роль артист исполнял в опере «Сорочинская ярмарка». В скульптурной композиции, похожей на моментальное фото, Е. Янсон-Манизер успешно решает задачу изображения актера во время полета. Развевающиеся драпировки рождают ощущение встречного ветра. На первый взгляд, кажется, что ведьма взлетает, и только потом понимаешь, что артист прыгает, опираясь на метлу. Полет, прыжок, невесомость — состояния, для передачи которых в скульптуре требуется изобретательность и воображение. Однако в композиции необходима точка опоры. Скульптор находит интересное решение — конец метлы стелется по постаменту, а фигура ведьмы взмывает ввысь, чуть соприкасаясь с древком.
В образе ведьмы весь облик актера приобретает напряжение, пластика движений становится стремительной и порывистой. Для скульптора важно запечатлеть не только портрет артиста, но и уловить как он перевоплощается в конкретный образ. Это качество произведений Е. Янсон-Манизер делает уникальными статуэтки, изображающие артистов балета.
Творческое наследие Е. Янсон-Манизер стало «скульптурной летописью» советского хореографического искусства. Собранные вместе ее произведения представляют все богатство и красоту советского спорта и балета. Ей удалось запечатлеть как вдохновенные образы, созданные каждым танцором, так и передать особенности эстетики знаменитого советского балета в целом.