Бродский Виктор (1826-1904)
Амур, спящий в раковине
1852-1853
Размер - 32,5 x 82 x 42,5
Материал - мрамор
Инвентарный номер - Инв.18585/1
Поступило из Государственного Русского музея. 1931
K середине XIX века в России повышается значение новой категории граждан – буржуазии, промышленников, купечества, банкиров, состоятельных горожан, которые становятся основными заказчиками и покупателями скульптуры, определяя пути ее развития на ближайшие десятилетия, вплоть до начала ХХ века. Вполне естественно возрастает роль заказчика в формировании художественного вкуса и рынка искусства в целом. Как следствие этого, происходит смещение интересов от идеалов общегражданских в область индивидуальную, в сторону потребностей частного человека.
Произведения скульптуры все чаще обращаются не к разуму человека, а к его чувствам. Это уже иная эстетика – любование предметом достигает апогея, заметно стремление к подчеркнутой красоте, подчас пленительной чувственности, роскоши, неге. Чтобы иметь успех произведение должно стать броским, привлекать внимание либо своей экспрессией, либо декоративностью, либо занятным, играющим на чувствах сюжетом. При очевидном стремлении к красоте, в произведениях явственно проступают черты, реальные в своей основе, но это реальность богатства, праздника, нарядной стороны жизни. Оценивая произведения В.П. Бродского, представленные в 1861 году в Академии художеств, критик отмечал, что им присуща «красота идеальная и вместе с тем ни в чем не отступающая от натуры». Если в предшествующую эпоху произведения были уникальны, то в это время наблюдается стремление и у мастеров, и у публики к тиражированию понравившихся образцов. Так, «Амур, спящий в раковине» пользовался исключительной популярностью и повторялся автором в мраморе более 20 раз. К этой композиции существует парная – «Пробуждающийся Амур», выполненная Бродским в эти же годы.
Изображения Амура-ребенка (Амур в раковине, Амур на дельфине, Амур, стреляющий из лука, Амур с гусем) – популярный мотив декоративной скульптуры Императорского Рима. Увлечение искусством этой эпохи было повсеместным в период расцвета эклектики.
В уголках Древнего Рима черпали вдохновение многие европейские художники. Раскопки в Помпеях и Геркулануме и извлеченные из толщи земли предметы добавляли популярности подобным сюжетам и сделали их особо модными при обустройстве интерьеров в «помпеянском» стиле.