Сотворение мира
XVIII век
Размер - 80 x 61
Материал - дерево
Техника - темпера
Инвентарный номер - Инв.14891
Поступило из Антирелигиозного музея искусств. 1935
Иконография «Сотворения мира» известна в русском иконописании со второй половины XVI века и иллюстрирует библейский текст (книга Бытия, гл. 1-4).
Сюжеты клейм (слева направо, сверху вниз): 1. «И сказал Бог: да будет свет...» (1: 3); 2. «И создал Бог твердь...» (1: 7); 3. «И сказал Бог: да произрастит земля зелень...» (1: 11); 4. «И создал Бог два светила великие...» (1: 16); 5. «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных...» (1: 21); 6. «И сотворил Бог человека по образу Своему...» (1: 27); 7. «И благословил Бог седьмый день...» (2: 3); 8. Сотворение Евы. «И создал Господь Бог из ребра...» (2: 22); 9. «И заповедал Господь Бог человеку... от древа познания не есть...» (2: 16–17); 10. «И сказал змей жене...» (3: 1); 11. «И открылись глаза у них обоих...» (3: 7); 12. «И воззвал Господь Бог к Адаму...» (3: 9); 13. «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их» (3: 21); 14. «И выслал Адама Господь Бог из сада Едемского...» (3: 23); 15. «И поставил на востоке у сада Едемского херувима...» (3: 24); 16. «Адам познал Еву, жену свою...» (4: 1); 17. «Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего...» (4: 3-4); 18. «...Восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (4: 8); 19. Оплакивание Адамом и Евой погибшего сына; 20. «И познал Каин жену свою...» (4: 17).
Данная икона интересна тем, что изображения расположены не в традиционной единой композиции, а выделены в отдельные клейма. Система расположения клейм, их размер, очерчивающая каждое изображение орнаментированная рамка, заимствованная из гравированных изданий петровского времени, расположение пояснительных текстов имеют несомненное сходство с книжной миниатюрой. А.Г. Саккович было высказано предположение, что прототипом-образцом могла послужить одна из лубочных книг, перегравированных с Библии Кореня 1696 года. Примечательно, что на протяжении XVIII–XIX веков широко тиражировались лубочные листы, повторяющие композицию иконы из Третьяковской галереи.
Орнаментированные поля иконы выполнены лепным левкасом с позолотой. Их форма, глубина проработки напоминают и басменный оклад-раму, и резные тябла русского иконостаса.